QUOTE (Amalia @ 09.04.08 - 14:31) | der, а есть данные, сколько на сегодняшний день бжедугов и натухайцев? |
Пока нет, найду выложу.
voisin1 Как вы понимаете госкомстата в те времена не было и данные примерные. Цифры встретил на одном из форумов в какой-то статье, которая в свою очередь базировалась на архивных документах (письма, отчеты) русских офицеров. Оригиналы документов насколько помню хранятся в архивах библиотеки (названия не помню) в Спб и зарубежных библиотеках, вот еще...
Генерал Слепцов на Кавказе -1844-46г.г. (М., 1882 г.): «Какое имеют право эти дикари жить на такой прекрасно земле? Перстом Господа миров наш Августейший Император повелел нам уничтожить их аулы, всех мужчин, способных носить оружие уничтожить, сжечь посевы, беременным женщинам вырезать животы, чтобы они не рожали бандитов….»
Цицианов Павел Дмитриевич, русский генерал грузинского происхождения (убит в 1807 г.) («Покоренный Кавказ», 1904 г.): «Истреблю вас всех с лица земли, пойду с пламенем и сожгу все, чего не займу войсками; землю вашей области покрою кровью вашей и она покраснеет, но вы, как зайцы, уйдете в ущелья, и там вас достану, и буде не от меча, то от стужи околеете…»
Грибоедов, который был в отряде Вельяминова, писал в 1825 году в письме к Бегичеву: «Имя Ермолова еще ужасает; дай бог, чтобы это очарование не разрушилось... Будем вешать и прощать и плюем на историю».
Декабрист Лорер: «В разговоре с Зассом я заметил ему, - писал он, - что мне не нравится его система войны, и он мне тогда же ответил: «Россия хочет покорить Кавказ во что бы это ни стало. С народами, нашими неприятелями, чем взять как не страхом и грозой?.. Тут не годится филантропия, и Ермолов, вешая беспощадно, грабя и сжигая аулы, только этим успевал более нашего. Еще до сих пор имя его с трепетом произносится в горах и им пугают маленьких детей...»
Генерал Булгаков 1810 г., рапорт по результатам похода в Кабарду: «…Кабардинский народ доселе никогда таковой чувствительной не имел потери… Они потеряли много имущество, которое сожжено с двумястами селений».
Николай I - графу Паскевичу (1829, после окончания русско-турецкой войны): «Кончив, таким образом, одно славное дело, вам предстоит другое, в моих глазах столь же славное, а в рассуждении прямых польз гораздо важнейшее – усмирение навсегда горских народов или истребление непокорных».
А.С. Пушкин, 1829, «Путешествие в Арзрум»: «Мы вытеснили их из привольных пастбищ; аулы их разорены, целые племена уничтожены».
Н.Н. Раевский, 1837 г: «Наши действия на Кавказе напоминают все бедствия первоначального завоевания Америки испанцами».
А.П. Берже, Выселение горцев с Кавказа: «Мы не могли отступить от начатого дела только потому, что черкесы не хотели покориться. Надо был истребить черкесов наполовину, чтобы заставить другую половину сложить оружие. Предложенный графом Евдокимовым план бесповоротного окончания Кавказской войны уничтожением неприятеля замечателен глубиною политической мысли и практической верностью…».
М.И. Венюков, Кавказские воспоминания (1861-1863): «Война шла с неумолимой беспощадною суровостью. Мы продвигались шаг за шагом, но бесповоротно, и очищали земли горцев до последнего человека. Горские аулы были выжжены целыми сотнями, посевы вытравливались конями или даже вытаптывались. Население аулов, если удавалось захватить его в расплох, немедленно было уводимо под военным конвоем в ближайшие станицы, и оттуда отправлялись с берегам Черного моря и далее в Турцию… Аулы абадзехов на Фарсе горели дня три, наполняя горечью пространство верст за 30. Переселение шло чрезвычайно успешно…».
Александр II – абадзехам 1861 г: «Выселиться куда укажут, или переселиться в Турцию, в течение месяца».
Куда же указывали выселиться? Генерал Н.Н. Ольшевский, 1861 г: «Променять свои заветные, дышащие здоровьем, свободой, независимостью горы и леса на зловредные равнины Черноморья и болотные низменности Большой Лабы – не значит ли отдать себя на жертву лихорадок? И действительно, если страшно болели живущиетам казаки, как родившиеся среди этих ядовитых испарений или переселившиеся туда со степного пространства, то каким образом могли перенести эту миазму жители гор, дышавшие всегда свежим, здоровым воздухом?»
11 сентября 1861 г. – письмо представителей 500 черкесских семей Александру II: «Прикажите, государь, и мы все готовы свято исполнять всякие ваши повеления, мы будем строить дороги, укрепления, казармы для войск ваших, и клянемся, что будем жить с вами в мире и согласии, только лишь не выселяйте нас с тех мест, где родились и жили отцы и деды. Отныне мы эти места наравне с войсками вашими будем защищать от врагов до последней капли крови, не выселяйте только!» (Все были выселены в ноябре 1861 г.).
И. Дроздов, 1877, Последняя борьба с горцами западного Кавказа: «Едва ли половина отправившихся в Турцию прибыла к месту. Такое бедствие и в таких размерах редко постигало человечество».
«Всемирный путешественник», 1871: «Через год две трети из них умерли… из 22 тысяч эмигрантов, поселившихся около Батуми, осталось только 7 000, из 30 000 человек, поселившихся около Самсуна, осталось только 1800 и т.д. Люди умирали тысячами, что касается детей, то эти несчастные создания продавались как товар».
Генерал Р.А. Фадеев, 1864 г: "Изгнание горцев из их трущоб и заселение Западного Кавказа русскими, таков был план войны... Русское население должно было не только увенчать покорение края, оно само должно было служить одним из главных средств завоевания... Земля закубанцев была нужна государству, в них самих не было никакой надобности".
Еенерал Евдокимов (1863 г): " Первая филантропия - своим, горцам я предоставлю лишь то, что останется после удовлетворения последнего из русских интересов".
[B][/B][B][I]
|