Хотел выложить анонс когда будет переведен полный второй сезон сезон, но не смог удержаться - уж очень смачное описание...:)
(IMG:
http://pic.ipicture.ru/uploads/090404/0oC350dHNN.jpg)
Breaking Bad – история гадкого утенкаBreaking Bad – это сериал о Уолтере Уайте, школьном учителе химии из Альбукерке, который однажды обнаруживает, что болен раком легких и жить ему осталось считанные месяцы, и решает применить свои научные познания, чтобы обеспечить будущее своей семьи – беременной жены и больного параличом сына, – занявшись изготовлением на продажу метамфетамина, тяжелого наркотика.
Под поверхностью истории о превращении простого лузера в крутого парня – с эффектными взрывами, перестрелками и колоритными злодеями – скрывается серьезная драма, равных которой на американском ТВ сейчас почти нет. Breaking Bad ставит перед собой крайне амбициозную задачу – увлекательно и натуралистично показать, как далеко обычный человек может зайти на сторону зла, и как долго на этом пути он сможет находить себе оправдания, считая себя по большому счету хорошей личностью. И пока – по итогам двух сезонов – шоу с этой задачей блестяще справляется, расцветая от серии к серии.
“Go big or go home”
Итак, главный герой сериала, Уолтер Уайт – неудачник. Кого-то подобный эпитет может покоробить, но то, что герой жалок, и его жалко – это именно та стартовая позиция, на которую хотели бы поставить зрителя создатели сериала вместе с исполнителем этой роли, Брайаном Крэнстоном, отращивая Уолту нелепые усы, наряжая в белые труселя и заставляя терпеть грубоватые шутки свояка. Безусловно, болезнь сына, а теперь еще и его собственный рак легких – это несчастья, посланные судьбой, над которой герой не властен. Но по мере развития сюжета мы узнаём о том, что Уолта, блестящего химика, на низкооплачиваемую должность простого учителя в общественной школе привела не судьба-злодейка, а вполне конкретная черта его характера. Никто из нас не идеален, внутри каждого сидит какой-нибудь демон, который вырывается на волю при определенных обстоятельствах, и для Уолта такой демон – слепая, упрямая гордыня.
Но это – где-то в темных закоулках души, а на поверхности (для зрителей, окружающих и для самого себя) Уолт пока что примерный семьянин, увлеченный учитель и просто хороший мужик. И на преступный промысел он решается из лучших побуждений: он хочет, пока еще есть время, обеспечить семью. Он прекрасно отдает себе отчет в аморальности своего занятия, но ведь он (в своем восприятии) вроде как не грабит и не убивает, насильно принимать наркотики никого не заставляет, и благое намерение перевешивает всю ту долю мерзости наркобизнеса, к которой он причастен.
Да и ему самому хлебнуть мерзостей придется предостаточно. Первая сделка, пошедшая не по плану. Первое убийство – пока еще доступное для оправдания отсутствием выбора (либо ты, либо тебя). Первая невинная жертва – пока еще не фатально, но все-таки сломанная судьба человека, которого Уолт лично знал и который к нему хорошо относился. Первая попытка открыто утвердить себя в новом мире, сыграть по его законам. Все это не проходит для Уолта бесследно – он сомневается, отступает, размышляет и мучается угрызениями совести, но все же возвращается на взятый некогда курс, по-прежнему слепо убежденный, что другого выхода у него нет. Кстати, иллюстрирует этот процесс такая деталь, как одежда Уолта, которая постепенно меняет цвет от светлых тонов к темным.
И вот кульминация этого пути в 1 сезоне – первый момент, когда ощущение жизни в полную силу, подаренное бушующим в крови адреналином, прорывается наружу звериным ревом. Уолт сам становится наркоманом: он не просто привыкает к двойной жизни, а начинает получать от нее удовольствие. Как и конечные потребители его продукта, он этого пока не замечает, и когда заметит – будет сам для себя отрицать, но отголоски нового, измененного состояния сознания уже начали проявляться в другой, “первой” жизни.
Прежде всего это касается жены Уолта, Скайлер. Она делает всё что в ее силах, чтобы помочь Уолту в борьбе с раком (будучи сама при этом на последних неделях беременности), но замечает в нем незнакомые черты, которые чем дальше тем сложнее списать на психологический шок от ракового приговора или побочные эффекты лечебных процедур. А от попыток выяснить правду, или хотя бы добиться диалога, Уолт постоянно уходит бесконечными отговорками, недомолвками и прямой ложью, и потому в их отношениях постепенно нарастает напряженность. Как Скайлер с этим будет справляться, сколько сможет терпеть и на какие меры она пойдет – мы непременно узнаем в свое время, но никаких бесконечно-шумных (по-ирландски, в духе Rescue Me) семейных сцен здесь нет: шоу замечательно передает нюансы отношений деталями, не сваливаясь в прямую, нарочитую драматизацию.
Другой персонаж, вынужденный наблюдать эволюцию Уолта – это Джесси, его непутёвый проводник в мире наркобизнеса. Поначалу Джесси предстает перед нами трагикомичным персонажем, этаким стереотипным героем молодежных комедий с хроническим нежеланием взрослеть, для которого изготовление метамфетамина – легкий способ поддерживать комфортный, но не амбициозный образ жизни. Партнерство с Уолтом влияет на него больше, чем хотел бы и он сам, и Уолт: Джесси подсознательно переносит на Уолта отношения с отцом (а шоу не забудет трогательно проиллюстрировать отношения Джесси с родителями) – здесь мы увидим и уважение, и готовность учиться, и подростковый бунт, и подчинение. И ситуации, в которые Джесси попадает, то следуя воле постепенно черствеющего Уолта, то уходя в глухой метамфетаминовый бунт, позволяют ему раскрыться (особенно во втором сезоне) как полноценному драматическому персонажу. Его трагедия в том, что даже если Уолт иногда и способен – следуя светлым порывам своей души – предстать в отцовской роли, то природа их совместного преступного бизнеса диктует ему, что никаких сантиментов в отношениях с партнером быть не должно.
Есть в шоу и персонаж, который с Уолтом напрямую пересекается мало, но постоянно его оттеняет. Это Хэнк, его свояк (муж сестры Скайлер) и агент DEA (Управления по борьбе с наркотиками). Но Уолт не просто помещен между молотом наркобандитов и наковальней родственника-копа, который идет по следам нового мифического наркодельца: Хэнк – антипод Уолта. Весельчак и душа компании с демонстративными повадками альфа-самца, он (ненамеренно и неосознанно для себя) раздражает Уолта, хотя тот еще не готов открыто свое раздражание выплеснуть. В первом сезоне Хэнк за рамки вспомогательной роли почти не выходит, но во втором постепенно становится самостоятельным, серьезным персонажем: мы увидим и обратную сторону мачо-фасада, и готовность заменить Уолту-младшему отца (крайне неприятную для Уолта-старшего), и, в конце концов, неожиданный – для простоватого с виду копа – интеллект.
Хочу еще раз подчеркнуть, что несмотря на наличие этих и других добротно проработанных (по меркам современных драм) персонажей, центральный герой – Уолт. Breaking Bad идет дальше других шоу, показывая нам этого героя не как куклу с известным набором масок (т.е. видимых зрителю черт характера), которые на нее примеряют создатели по мере развития сюжета, а позволяет заглянуть внутрь персонажа, в его душу, и в деталях рассмотреть механизмы формирования этих масок (а помогает нам в этом блестящая, не имеющая сейчас аналогов актерская работа Брайана Крэнстона). Мы видим, что и почему толкает Уолта на то или иное злодеяние, как ему требуется все меньше и меньше душевных усилий, чтобы на него решиться, и что же (пока) способно его остановить, заставить задуматься.
Breaking Bad – единственный сериал, который всерьез говорит со зрителем о спасении души (точнее, пока что о ее гибели). Не буквально, конечно: никакими религиозными беседами, обрядами и т.п. здесь вообще не пахнет (что даже странно – в конце концов, дело происходит в Нью-Мексико, а не в Беркли), но именно в этом шоу история выходит за привычное “на лицо ужасный, добрый внутри”, дотягиваясь до (простите за пафос) универсальных, общечеловеческих вопросов и тем самым берет зрителя за жабры, о существовании которых он до этого, может, и не подозревал (в этом сезоне я видел сопоставимую работу только в эпизоде 5×05 Rescue Me, во второстепенном сюжете Шейлы).
Все это над-повествование происходит ненавязчиво, без разжевывания или открытого морализаторства, и лишь в финале 2 сезона оно проявляется ярко и недвусмысленно. Кому-то этот финал может показаться слишком надуманным, но происшествие в концовке было заранее запланировано создателями сериала (они даже заботливо разложили по сезону ключи к его разгадке), и символизирует оно тот эффект, который поступки Уолта, все принятые им решения, имеют для его близких и для окружающих его невинных людей.
Язык сериала
Breaking Bad – гадкий утенок на фоне Mad Men, своего собрата по каналу AMC, в распоряжении которого шик и глянец эпохи 60-х, а также естественное обаяние актерского состава. Лишенный такого антуража Breaking Bad вынужден вовлекать зрителя в историю широким репертуаром отточенных приемов.
Первое, что невозможно не заметить – это сочная операторская работа. Снимать пилот был приглашен Джон Толл , обладатель двух Оскаров (Braveheart, Legends of the Fall), и за эту работу он был также номинирован на Эмми (проиграл пилоту Mad Men); в последующих эпизодах создатели сериала стилистику пилота сохранили и развили.
Шоу аккуратно поддерживает сюрреалистичную атмосферу, задача которой – подчеркнуть неестественность ситуации, в которую наши герои загоняют себя, и заставить зрителя постоянно чувствовать невидимую грань между их состоянием и окружающим “нормальным” миром. Для этого в ход идут различные инструменты – от таких мелочей, как невинные зарисовки утренних пробежек пенсионеров мимо дома Джесси, до эффектных сцен, начинающихся с необычного угола зрения – изнутри стиральной машины или холодильника, сквозь дно сковородки или ямы в пустыне (прием, безусловно, не новый, но здесь примененный осознанно и шикарно).
Но все же фирменным блюдом сериала являются даже не такие изыски, а простые длинные камерные сцены, когда экшна на экране нет, но несколько актеров в замкнутом пространстве (будь то подвал дома Джесси, спальная Уайтов или хижина в пустыне) умудряются на протяжении нескольких минут нагнетать напряжение – причем (что отличает хороший сериал от проходной поделки) в Breaking Bad в таких сценах с помощью пауз и взглядов рассказывается, например, об отношениях Уолта и Скайлер едва ли не больше, чем непосредственно диалогами.
По первоначальному сценарию действие происходило в южной Калифорнии, а в Нью-Мексико съемки перенесли по финансовым соображениям – и создатели сериала использовали это ему на пользу. Живописная пустыня Нью-Мексико – дающая нашим героям уединение, необходимое для изготовления наркотика, манящая этой обманчивой свободой, но при этом смертельно опасная – предстала перед нами словно самостоятельный персонаж. И особенно эффектно она показана на контрасте с огромным, бесконечным небом, от которого не хочется отрываться даже в простых, без какого-то подвоха сценах ускоренной “перемотки” времени. Кстати, одновременно со съемками 2 сезона Breaking Bad в той же пустыне поблизости снимали Терминатор 4.
Музыку сериал использует умеренно, в основном – в клиповых нарезках изготовления и распространения метамфетамина. Но совершенно неожиданно в качестве открывающей сцены одного из эпизодов 2 сезона появился видеоклип наркобаллады. Этот относительно недавно появившийся мексиканский жанр – явление наподобие нашего т.н. “шансона”. Наркобаллады, как следует из названия, романтизируют деятелей местного наркобизнеса, в возвышенных тонах описывая их подвиги, и даже служат своего рода новостными сводками. Для Breaking Bad наркобалладу исполнила реальная популярная мексиканская группа Los Cuates De Sinaloa, а видео изготовлено в наивной стилистике настоящих клипов этого жанра.
Реалистичности шоу добавляет и тщательная работа гримеров и костюмеров. Метамфетаминовые (да и не только метамфетаминовые, но спойлить не буду) наркоманы показаны во всей омерзительности, от сгнивших зубов до расстройств психики, так что лучшей телевизионной антирекламы наркотикам, чем это шоу, сложно пожелать. Из-за этой мрачной натуралистичности сериал было бы просто тяжко воспринимать, если бы не его широкий диапазон юмора. Здесь есть и гэги (как правило – в исполнении Джесси), и простоватые хохмы Хэнка, и высокомерная язвительность Уолта, и скрытая (часто – горькая) ирония, пищу для которой безотказно дает двойная жизни героев. Breaking Bad идеально разбавляет трагедию юмором, а высокую драму – эффектным экшном.
Первый сезон шоу получился укороченным из-за забастовки сценаристов. По признанию Винса Гиллигана (создателя сериала), вынужденная смена планов позволила переосмыслить сюжет и отказаться от слишком быстрого развития событий – и это пошло сериалу только на пользу. Уверен, что создатели сериала смогут преподнести и в третьем сезоне зрелище, достойное не меньшего созвездия Эмми, чем то что получит второй.
При подготовке ревью обширно использованы материалы официального блога
Breaking Bad, где в изобилии выложены видео, интервью и подкасты с актерами и съемочной группой; нет такого аспекта производства шоу, который был бы там обойден вниманием.
Копирайт:
Telestrekoza.com