Первые крематории были построены в Италии, в Милане в 1875 году. Уже в 20-х годах прошлого столетия во многих европейских городах даже с населением менее 100 тысяч жителей считали возможным иметь крематорий, а в населенных пунктах с числом жителей свыше 110 тысяч наличие крематория является градостроительной санитарной нормой. В 1874 году была образована Международная федерация кремации, основным назначением которой по сегодняшний день является ознакомление населения планеты с преимуществами кремации с точки зрения экономики, экологии, гигиены, санитарии, этики и эстетики. Сегодня Федерация кремации объединяет 21 страну. В настоящее время кремация широко распространена в Северной Америке (в США насчитывается около тысячи крематориев), Европе, обязательна в странах Юго-Восточной Азии. А что же у нас? Готово ли наше общество к изменению способа захоронения? На недавно состоявшейся сессии Николаевского городского совета рассматривался вопрос о выделении земли под строительство в нашем городе крематория. Но против этого выступили жители поселка Мешково-Погорелово и часть депутатов. Основным их доводом было утверждение о том, что печь крематория будет загрязнять окружающую среду. Специалисты утверждают, что проблема защиты окружающей среды относительно легко решается путем установки оборудования соответствующего качества (правда, цена у качественного оборудования тоже соответствующая). В новых печах кремационный процесс основан на подаче раскаленного воздуха, нагретого до 900 градусов и выше. С помощью дополнительного дожига в конце кремации полностью исключается выброс каких-либо вредных соединений в атмосферу. Экологи говорят, что выброс от сжигания одного тела по уровню загрязняющих компонентов меньше выхлопа газа от одного автомобиля. Более того, с развитием техники было разработано несколько новых «экзотических» способов кремации. Так, еще два десятилетия назад российские и украинские инженеры пытались приспособить для этой цели плазменные технологии: эффективность была 100% - после горения в плазме от тела ничего не оставалось. Проект закрыли, потому что родственники хотят иметь прах для последующего захоронения в землю или колумбарий. Вековые традиции погребения тела или праха оказались сильнее инженерной мысли. В последнее время в мире появилось еще одно новшество: после кремации из части праха умершего изготавливают бриллиант, которому делают оправу в виде кольца или кулона. Таким образом, даже после смерти предполагается оставаться рядом с близким человеком. После своего появления на рынке «переносная могила» сразу стала фаворитом. Так что доводы противников кремации, основанные на «экологическом» факторе, не очень убедительны. Хотя ради справедливости стоит отметить, что очень часто современное оборудование, применяемое за рубежом, и то, которое используется у нас, это две большие разниц. И все же главный вопрос намного глубже и сложнее, и он заключается в том, насколько приемлем этот способ для нашего общества с учетом его религиозных и культурных традиций. Несмотря на то, что Украина является многоконфессионной страной, основную часть ее населения составляют христиане, и среди христиан большинство придерживается православного обряда. Но и для верующих других конфессий выбор способа захоронения, безусловно, важен. Не вызовет этот момент особых замечаний разве что у людей, придерживающихся атеистических взглядов. Напомним, что обычай сжигать тела пришел с языческого Востока. Восточные религиозные учения содержат в себе идею реинкарнации (перевоплощения), согласно которой душа многократно приходит на землю, меняя при этом телесные оболочки. И, следовательно, язычество видит в теле не храм души, а ее темницу. Закончен срок пребывания в очередной тюрьме - нужно сжечь ее, и пепел развеять по ветру. На территории Европы своих умерших сжигали этруски. Использовали этот вид погребения и древние греки. Они считали, что сжигание умершего очищает его душу и освобождает ее от земного тела. От греков этот обычай вместе со многими другими попал к римлянам. Там этот вид погребения получил широкое распространение. Именно во времена Древнего Рима появился обычай хранить кремированные останки в украшенных урнах в особых местах - колумбариях. Но с V века н. э. с принятием большинством народов Европы христианства кремация уступает место погребению в землю. Христианство считало кремацию язычеством. В 785 году Карл Великий под угрозой смертной казни запретил кремацию, и она была забыта примерно на тысячу лет. Но в XVI-XVII веках с ростом городов в Европе возникла большая проблема с организацией кладбищ. В некоторых местах покойников стали хоронить в больших общих могилах, которые были открыты на протяжении многих дней. Частенько кладбища располагались в среде обитания человека, что являлось причиной распространения болезней. Вновь возникла идея сжигания тел умерших. Начиная с XVI в. в Европе стали использовать погребальные костры в санитарно-гигиенических целях. Однако проблемой было создание подходящего способа сжигания - костры не годились. Такой способ, как упоминалось выше, был придуман лишь в конце XIX века. А как к кремации отнеслась религия? Первыми одобрили кремацию лютеране и протестанты. С 1963 года кремацию разрешила католическая церковь, правда, с оговорками. Иудаизм категорически запрещает кремировать тело. Иудеи рассматривают кремацию как оскорбительный обычай. Сжигать тело умершего недопустимо в исламе, а если это произошло, грех ложится на совершивших сожжение. В православных странах отношение к кремации неоднозначное. Например, в России растет популярность этого обычая, в последние годы там построено и модернизировано несколько крематориев. При этом Русская Православная церковь заявила, что кремация, как способ погребения, не приветствуется, хотя и не противоречит православным канонам. Подтверждением такой позиции служит тот факт, что в крематориях российских городов православным священникам официально разрешено проводить службы по отпеванию умерших. Против кремации высказывается Греческая Православная церковь. Несмотря на то, что греческий парламент разрешил кремацию, в настоящее время в Греции по-прежнему нет ни одного крематория, и такую услугу оказывает болгарская фирма, кремирующая тела на территории Болгарии. Однако в Греции традиционное погребение не всегда означает, что покойника просто кладут в землю. На протяжении веков в этой небольшой гористой стране, где земельные участки весьма ограничены, сложился особый обряд погребения. Тело предают земле, но через несколько лет, когда кости очистятся от плоти, их выкапывают и складывают в оссуарий (специальный ларец для костей), который ставят в семейной усыпальнице. Этот обряд, вполне согласующийся с христианскими убеждениями, широко применяется в Греции и в наши дни. И в Украине Православной церковью кремация не одобряется. По словам настоятеля николаевского храма Святого Пантелеймона Украинской Автокефальной Православной церкви отца Ивана, к кремации Православная церковь относится негативно и допускает ее только в том случае, когда по объективным причинам погребение в землю невозможно. Можно сказать, что в целом Православная церковь хотя и допускает кремацию, относится к ней неодобрительно. Но это неодобрение происходит не от того, что кремация может повлиять на загробную участь человеческой души, а оттого, что обычай хоронить тела умерших в земле намного ближе православному пониманию смерти. Язычники уничтожали огнем тела умерших, чтобы покойники не могли получить воздаяние (если вообще верили в воскресение мертвых). А для христиан могила - как раз залог воскрешения. И неплохо было бы местным властям, прежде чем выделять (или не выделять) землю под строительство крематория, организовать общественное обсуждение этого вопроса с учетом наших верований и реалий жизни в большом городе. Но в любом случае нужно сделать так, чтобы желающие заработать на этом деле, не лишили нас самого главного - возможности альтернативного способа захоронения.
23.06.2007 Александр МИРОШНИЧЕНКО. |