Мариша, если Вам интересны ортодонтические импланты, то это ко мне: приеду с учёбы и пожалуйста!
Когда находишься вдали от дома, да ещё на учёбе, где тебе ускоглазые (корейцы) гуру от ортодонтии вправляют мозги и ставят руку, в голову лезут всякие мысли... Этими мыслями захотелось поделиться с вами - дорогие пациенты.
Экономика стоматологии, или почему все так дорого и как лечиться дешево? Мы все знаем, что лечить зубы - дорогое удовольствие. Когда ломается зуб или выпадает пломба мы с ужасом ощупываем языком острые края и надеемся, что лечение обойдется самой простой пломбой и дёшево, хотя в глубине души понимаем, что все может быть гораздо хуже. Мы идем к стоматологу, он заглядывает в рот, морщит лоб, говорит: "Мда..." и мы понимаем, что ничего хорошего от этого "мда" ждать не приходится. А когда называет цену мы сразу начинаем перестраивать приоритеты: пытаемся решить покупать ли новый телевизор, на который копили полгода, или все же поставить коронку на сломанный зуб. Почему же стоматологи просят такие огромные деньги за свои услуги? Кажется, посверлил доктор десять минут, заткнул дырку - еще десять минут, и положил в карман три тысячи. Вот это первое частое заблуждение. Не все понимают, что не "положил в карман", а "получил с пациента". И с этого полученного он должен со многими поделиться, прежде чем дело дойдет до кармана. Давайте вкратце посмотрим с кем и в каких размерах делится дантист полученными деньгами. Хоть эта часть и немного скучновата, она поможет понять возможные способы экономии денег при оплате стоматологических услуг. Первая часть расходов стоматологической клиники относится к "постоянным расходам". Эти расходы клиника несет, независимо от того сколько денег практика зарабатывает, и зарабатывает ли вообще. Сюда относятся расходы на аренду помещения, коммунальные услуги, зарплаты сотрудников (без врачей, о их зарплате я скажу ниже), оборудование, страхование, лицензии, налоги, а последние, как и коммунальные платежи растут с невероятной скоростью... Всё это нужно оплачивать, чтобы клиника существовала, была готова к приёму пациентов, независимо от того, сколько пациентов пришло лечиться. Если суммировать все эти расходы и поделить на количество часов, которые практика открыта, то получим число, которое определяет "расходо-час". В нашей клинике это составляет около 1500 рублей. Т.е. если за час не заработано ни копейки, то клиника потеряла 1500 рублей. Вторая часть затрат относится к "варьирующим расходам". К ним относятся расходы на материалы, медикаменты и зуботехнические лаборатории, т.е. такие расходы, которые необходимы для самого процесса лечения. Если лечения не происходит, то и расходов этих нет. Стоит заметить, что цены на зубные материалы просто заоблачные. Каждая компания считает, что если доктор берет с пациента большие деньги, то и с него не грех содрать. А доктор, видя такие высокие цены, в свою очередь вынужден поднимать свои цены. Приведу один пример. Однажды я задумался, чем зуботехнический гипс отличается от обычного, который продается в хозяйственных магазинах. Оказалось -- ничем, разве что зуботехнический упаковывают в небольшие красивые мешочки, а в хозяйственных продают большими мешками. Качество моделей залитых и тем и другим гипсом одинаково. Но при этом зуботехнический гипс в десять (!) раз дороже. Но строительный гипс покупать нельзя потому что сертификат выдаваемый под этот гипс не соответствует сертификату выдаваемому для медицинского гипса, что даст возможность проверяющим и контролирующим органам прицепиться со всеми вытекающими… А как известно в своих коррупционных аппетитах наши чиновники превзошли уже сами себя! Кстати, чуть не забыл, это тоже одна из затрат «варьирующих», а может и «постоянных» расходов. Какая же часть собранных денег уходит на "постоянные" и "варьирующие" расходы? В нашей клинике это 86% от собранных денег. Таким образом, на зарплату доктору (помните я сказал, что о врачах отдельно?) идет 14% от уплаченной Вами цены. Становится понятным почему цены на стоматологические услуги сильно варьируют даже в пределах одного города. Так, цены на услуги стоматолога в деревне будут ниже по сравнению с городом, где арендная плата намного выше. Если в практике стоят старые кресла, минимум работников, используются дешевые материалы и кустарные зубные лаборатории, то цены тоже будут низкие. Почему так дешево берут за зубные процедуры нелегальные стоматологи? Потому что работают они в подвалах своих домов, где стоят старые кресла, не платят за страхование бизнеса, не имеют должного оборудования (например, рентгеновских аппаратов), не платят за лицензии, страховки, не нанимают работников, используют дешевые, часто просроченные материалы, не платят налоги и что самое страшное – экономят на дезинфекции и стерилизации (их ведь не проверяют). Естественно, что сведя свои расходы к минимуму, такие "подвальные стоматологи" практически делают синонимами деньги взятые с пациента, и положенные в карман. Соответственно, и цены в таких местах намного ниже. Это всё теория ценообразования, а в реальной жизни оказывается, что цены на услуги получаются значительно выше тех, которые мы рассчитали по формуле. Почему? Потому, что существуют и другие факторы, которые приводят к повышению цен. Давайте рассмотрим основные из них. 1. Способ оплаты. Прошли те времена, когда со стоматологами расплачивались молоком и цыплятами. Уходят в прошлое и те времена, когда оплачивали наличными. Оно и понятно, кредитной карточкой и удобно, и выгодно - разные кредитные компании кто мили на полеты авиакомпаний дает, кто какие-то призы. Естественно, что все эти прелести процветают за счет тех, кто эти карточки принимает. В среднем, принимающая сторона, в нашем случае стоматологическая клиника, теряет 2-5% от стоимости процедуры. Вот тут мне непонятно: почему клиника должна платить за то, что деньги попадают сразу в банк и он (банк) начинает сразу эти деньги прокручивать? Т.е. за то чтобы банк хорошо жил клиника платит 5%!!! Ведь банк уже имеет с нас деньги, и немалые, за обслуживание нашего счёта! Мало? Аппетиты банков безграничны! Думаю, в нашей клинике не скоро появится постерминал… Ну, а там где они стоят: как, по-вашему, компенсирует доктор потерянные проценты при приеме оплаты? Правильно - поднимает цены. 2. Своевременность оплаты. Логично было бы предположить, что как только процедура завершена, так доктор вправе ожидать за нее оплаты немедленно. На самом деле, это часто не так. То пациент, то планировал расплатиться кредиткой, да она не проходит, то еще какие отговорки придумывает. Многие считают, что расплачиваться можно постепенно, хотя ни в одном магазине, например, никому и в голову не придет предложить на кассе частичную оплату товара с постепенной последующей выплатой. Но мало того, что выплата часто затягивается на месяца, нередко долг вообще не погашается. Я уже не говорю о зубных страховках, которые используются некоторыми пациентами. Мало того, что получение денег через страховые компании требует больших временных затрат, так еще и выплаты задерживаются порой на несколько месяцев. А если страховка вдруг отказывается платить, некоторые пациенты считают, что это или клиника что-то не так сделала, или их не предупредили, что процедура покрыта не будет. Получается, в любом случае, виноват не пациент, а значит, и платить вроде бы необязательно. Как компенсировать трудозатраты на получение денег с пациентов? Как компенсировать неоплаченные долги? Все тем же включением этих расходов в цены, делая их выше. 3. Опоздания и неявки. Этот фактор порой оказывает серьезное влияние на работу клиники. В самом деле, давайте разберем подробнее, что происходит, если пациент не явился на назначенный визит. Время выделяемое доктором на одного пациента обычно варьирует в диапазоне от 30 минут до 2 часов. При 8 часовом рабочем дне это 6-25% рабочего дня. Если пациент не явился, или предупредил, но слишком поздно, кто несет потери? Теряет клиника, ведь свои "расходо-часы" за пустующее кресло практика обязана выплатить, даже если доктор ни копейки не заработал. Часто неявившиеся или опоздавшие уверены, что если у них уважительная причина, то неявка должна быть им прощена. Но что такое эта неявка? Это выплаченные деньги в виде "расходо-часов". Я понимаю, что у вас на работе вдруг обнаружился завал, что машина не завелась, что голова болит... Но ведь это Ваши неприятности, а значит и платить должны вы. Разве не так? Если вы не явились в аэропорт из-за той же самой неприятности и самолет улетел без вас, никому в голову не придет получить 100% компенсации за билет: с Вас обязательно произведут удержания. Почему же такой подход применяется к докторам? Доктор, конечно, и слова не скажет, боясь потерять пациента, но все потерянные таким образом деньги будет возмещать поднятием цен. 4. Сверхурочные часы. Все мы заняты, все мы где то работаем. И потому в рабочее время нам часто не до стоматологов. Что остается делать стоматологам? Работать вечерами, работать в выходные. Но за такие жертвы хочется и соответствующей компенсации, а значит не грех и цены поднять. В итоге, что же получается? Цены одинаковы для всех, но за счет одних выигрывают другие. Кто же проигрывает? Тот кто приходит вовремя, в типичные рабочие часы, не пропускает визитов, платит заранее, и при этом платит наличными. Эти пациенты, фактически, переплачивают за процедуры лишь потому, что другая часть сделает все как раз наоборот. Так можно ли этим "проигрывающим" пациентам каким то образом получить свою компенсацию за "прилежное поведение"? Я считаю что можно и нужно давать значительные скидки тем, кто готов на: 1) Стопроцентную предоплату вашего визита. 2) Оплату наличными. 3) Потерю части предоплаченных денег в случае неявки или опоздания. 4) Визит в стандартные рабочие часы. Этими принципами в той или иной степени пользуются многие бизнесы. Чаще всего существует просто скидка за оплату наличными, а на мой взгляд нужно поощрять и другие пути снижения себестоимости процедур. |