Даю перепечатку из журнала "Дентал Юг" без правки, купюр и комментариев!!!
Дискуссионные вопросы Вопрос о гарантиях в стоматологии. С одной стороны: пациент оплачивает стоматологические услуги, значит должен получить какую-то гарантию; с другой стороны: разве можно в медицине гарантировать какой-либо результат? Папик Т.В., врач-стоматолог, г. Краснодар: Сегодня, чтобы привлечь пациентов, стоматологи зачастую без разбора дают долгосрочные гарантии на все виды работ, тем самым создавая себе серьезные проблемы в будущем. К сожалению, менталитет большинства российских пациентов особенный. Женщины легко тратят деньги на маникюр и экстравагантные прически, мужчины "оставляют за вечер" по несколько тысяч в ночных клубах и меняют свои сотовые телефоны как перчатки, но, заплатив за пломбу 500 рублей, и те и другие требуют гарантии лет на 50. Тем не менее, гарантии в стоматологии необходимы, но это должны быть разумные, реальные гарантии. Необходимость гарантировать пациенту хороший отдаленный результата лечения стимулирует врачей постоянно совершенствоваться, осваивать новые технологии, серьезный и взвешенней подходить к каждому конкретному случаю стоматологического вмешательства. Семь лет назад, начиная осваивать металлокерамику, всем своим пациентам я "давал" устные гарантии на 10 лет. Не менее 1/3 тех работ я уже переделал. Поэтому получается такой парадокс: работая сегодня значительно грамотнее и увереннее, я даю гарантии, как правило, на 2-3 года, но это уже другие гарантии. Что касается пограничных состояний глубокий кариес/пульпит, то в таких случаях в наших клиниках ("Дентал-Сервис") мы поступаем точно так, как описал Агаджанян Э.Г. в своей статье "Зуба нет - гарантия осталась" (см. предыдущий номер). Кроме того, на лицевой стороне мед. карт в наших клиниках есть такой текст: "... На все виды ортопедических работ (если не оговорен другой срок) гарантия 2 (два) года. На зубы, ранее леченые не в нашей клинике, гарантия не распространяется. Не возражаю против проводимого лечения, о возможных осложнениях предупрежден". Далее следует подпись пациента...
Шастин Е.Н., врач-стоматолог, г. Краснодар: Итак, в этой жизни каждый платит всегда и за все, за что деньгами, за что временем и т.д. Бесплатной медицины и в частности стоматологии нет, так как у каждого из зарплаты вычитается взнос на страховую медицину!!! То есть мы можем лечиться в "бесплатной" клиники и не рассчитывать на гарантии, либо "лечить" мозги частнопрактикующему врачу, в надежде выжать еще что-то за те же деньги. Вот еще интересный момент: Взносы страховой медицины - процент, значит, кто-то платит меньше, а кто-то больше. И почему это государство не гарантирует мне, что удержанные с меня деньги пойдут именно на мое лечение??? Такой вопрос мы себе задаем? Теперь рассмотрим вопрос о гарантии. Гарантия предполагает бесплатное восстановление работоспособности НОВОГО изделия в случае выхода его из строя! В конечном итоге убытки по гарантии несет производитель вышедшего из строя компонента, либо гарантийные расходы заранее добавляются к цене. Гарантия не распространяется на повреждения, причиненные пользователем. Гарантийный срок определяется тем, кто его дает. Закон не обязывает ни кого давать гарантию. Ремонтные работы не подразумевают гарантии. Так??? Ответьте для себя на вопросы: Является ли кариозный зуб новым??? Продаем ли мы здоровые зубы или мы их чиним??? Могу ли я поменять выпавшую пломбу на новую порцию материала у его производителя??? Добавляем ли мы к цене стоимость гарантийного ремонта??? Наносит ли "пользователь" пломб им повреждения??? Получаем ли мы гарантию на расходуемые материалы??? Цена лечения складывается из расходов и гонорара врача. На основании какого закона врач обязан второй раз работать бесплатно и покрывать расходы за свой счет??? Сложившуюся ситуацию можно украсить примером - сказкой: У Вашей машины барахлит карбюратор. Вы обращаетесь к карбюраторщику, он чинит, чистит, настраивает, Вы платите деньги. Через месяц карбюратор опять барахлит. Если Вы попросите того же карбюраторщика починить его Вам бесплатно, то есть по гарантии, как Вы думаете,ыы куда Вам предложат отправиться??? Однако стоматологи дают гарантию. Я считаю это проявлением слабости характера, попыткой откупиться от пациента, либо купить пациента (касается только случаев, когда стоимость гарантии не заложена в цену лечения). Давайте признаемся себе, что ответить на вопрос пациента "А сколько гарантия?", особенно после постановки пломбы, "Гарантий нет!!!" довольно трудно. Посмотрим в корень явления гарантии, вместе с появлением коммерческих стоматологических организаций появились новые материалы, информация о которых носила явно рекламный характер "Пломбы из ........... не выпадают ни когда!!!" и т.д. Купившиеся из коллег на эту приманку начали раздавать гарантии пациентам, а выпадение пломб (в частности) считать своей виной. Вторая сторона вопроса: Для получения максимальной прибыли необходимо, чтобы пациент остался максимально доволен Вашей практикой!!! И если он желает получить гарантию, он должен ее получить!!! НЕУВЯЗОЧКА ПОЛУЧАЕТСЯ!!! Предлагаемые варианты кормления волков при сохранении поголовья овец: 1. Гарантия добавляется к цене и пациент сам выбирает срок гарантии, допустим плюс 20% от общей стоимости лечения за каждый год гарантии. Гарантию даем!!! Выгодно??? 2. Гарантия дается только при полной санации полости рта, и рационального протезирования всех дефектов, а также при условии, что пациент не будет пропускать контрольных осмотров и отказываться от предлагаемого лечения. В противном случае гарантия аннулируется. Гарантию даем!!! Выгодно??? 3. Страховка - самый оптимальный вариант, на мой взгляд, но это тема другого разговора. P.S. Когда я только начинал свою практику я надеялся на "волшебные свойства" импортных материалов, и старался привлечь дополнительных пациентов, давая пожизненную гарантию на свои работы. Я сожалею об этом, ведь я обманул своих пациентов, убедив их верить в вечное лечение, и потратил много времени и средств, проводя гарантийный ремонт.
Поваров Олег, врач-стоматолог, г. Анапа: Отвечая на вопрос о гарантиях, не обязательно публиковать размышления простого врача. Проще не ворошить эту тему. Сегодня этот вопрос в нашем государстве остается открытым. Не работает страховая система. Гарантия должна быть оплаченной клиентом и храниться в виде страховых денег. Врач должен иметь возможность со своей стороны застраховать риск своей работы. В случае неприятности или необходимости изменить созданную работу будет возможность воспользоваться накопленными деньгами. При отсутствии стандартов в нашей работе говорить на эту тему странно. Что сделано? Что страховать? Что гарантировать? Критерии? Ответственность клиента? Контроль эксплуатации сделанных работ... Общество хочет, но не сможет получить и оплатить гарантии за эти цифры. А доктора хотят спокойно спать. Наступит время, количество проблем приведет нас к другому качеству их решений. А сейчас рано. Полагаю, стоит об этом думать, но решат за нас наши работы. Если процент компромиссов: доктор - пациент против зубов будет расти, мы получим беззубый неврастеничный народ и нищих врачей еще на 10 лет. И никакие гарантии не исправят положение дел. Общество должно быть финансово готово решать такие вопросы. Сегодня мы не защищены материально. Посмотрите на врачей? Зачем такие вопросы при наших гонорарах и зарплатах. Полагаю, не имеет смысл ставить провокационные вопросы для обсуждений. Цивилизованное русло - совесть в рамках закона. Для всех. И несколько лет спокойной жизни, без кризисов, инфляций и др. катастроф.
Дмитрий Конев, врач-стоматолог, г. Москва: Гарантия в медицине, это довольно сложный вопрос и, на мой взгляд, неразрешимый. Ну это как с метеорологов гарантию требовать, а в случае града парочку расстрелять. Гарантия возможна только на техническую работу и то с оговорками. У меня был пациент, который колол керамику, потому что грыз леску и бутылки открывал (хорошо хоть честно говорил). Человек - слишком сложная система, чтобы можно было что-то гарантировать. Но время не стоит на месте, и уже появляются случаи, когда врача подводят под "Закон о правах потребителя" и пытаются "развести" на деньги. В ответ на это появляются гарантийные соглашения с пациентом, суть которых сводится к тому, что во всем виноват пациент. Мне кажется, пока нет нормального сообщества стоматологов, не может быть и речи о гарантии, поскольку решить в этой ситуации, кто прав, а кто виноват практически невозможно. Или можно решать проблему как в США, когда больше половины стоимости работы берется именно с расчетом на гарантийный взнос и металлокерамика начинает стоить не 150, а 750 долларов. Хотя любому понятно, что это не гарантия лечения, а гарантия возврата денег.
Саакян С.М., врач-стоматолог, г. Краснодар: Пациент оплачивает стоматологические услуги. Действительно, он должен получить от учреждения или врача гарантию. В сознании пациента возникает вопрос: "А сколько простоит пломба?" На самом деле долговечность реставрации, а также лечение разных форм осложненного кариеса зависят от множества факторов, таких как соблюдение пациентом рекомендаций врача, правил ухода за деснами и зубами, необходимости профилактических осмотров с целью проведения профессиональной гигиены,. полировки (доработки) реставрационных поверхностей, а также от правильного и своевременного лечения заболеваний пародонта. Но на первом месте по значимости, конечно же, стоят знания, опыт врача, использование современного оборудования и материалов. Поэтому трудно не согласиться с вескими аргументами коллеги из Санкт-Петербурга Э. Агаджаняном, который говорит о стандартах выполнения врачебных манипуляций, а не о гарантиях проведенного лечения.
Колесникова Л.Н., стоматолог-терапевт, г. Краснодар: Вопрос о том, как дать гарантии в стоматологии на сегодняшний день, когда повсеместно осуществляется платный прием больных, стоит очень остро. С одной стороны, гарантии пациент иметь должен, раз он платит деньги, а с другой стороны - какие гарантии могут быть на здоровье людей? Такой пример: врач ставит пациенту световую пломбу на передний зуб. Пломба дорогая, больного предупреждают, чтобы он пришел на ее полировку через сутки-двое, и что в это время нельзя употреблять в пищу красящие продукты (крепкий чай, кофе), чтобы пломба не приобрела темный оттенок. Больной не является в назначенный срок, а через полгода приходит и предъявляет претензии врачу по поводу изменения цвета пломбы. Что должен делать врач? Заменить пломбу и взять деньги или заменить и не взять? В данном случае больной виноват сам, он не выполнил условия, гарантирующие качество пломбы. Из этого следует, что врач может дать гарантию только на правильность выполнения стандарта изготовления пломбы. Или еще один пример. Врач готовит пациенту полость рта к протезированию. Лечит пульпит первого нижнего моляра. Отсутствуют клык и оба премоляра. Правильность и качество лечения подтверждено рентгенограммой. Каналы запломбированы до верхушечного отверстия, осложнений после пломбирования нет. Далее больной протезируется и мы не можем проследить конструкцию протеза. А через полгода пациент приходит и жалуется: "Болит зуб, Вами вылеченный". Объективно: явление периодонтита опорного зуба под мостовидным протезом, на R-грамме - расширение периодотальной щели. Кто виноват? Выясняется, что больной при жевании пользуется этой стороной. Во рту мостовидный протез на двух суперперегруженных опорах. Я привела только два очень распространенных примера из практики врача-стоматолога и могу сделать вывод, что стопроцентной гарантии результата лечения в стоматологии быть не может. Высокий эффект лечения зависит не только от правильности выполнения процедур врачом, но и от соблюдения пациентом рекомендаций врача, соблюдения правил гигиены рта, лечения пародонтопатий, правильного выбора конструкции при протезировании, лечения сопутствующих общих заболеваний и массы других вещей. |