Журнал «Прорез» №3(7), 2002 г. Валерий Полозов
Юридический аспект самообороны.
Сложная экономическая и криминогенная ситуация в стране привела к тому, что граждане России начали осознавать свои права и законные интересы. В том числе и те положения статьи 2 Конституции Российской Федерации, гласящие: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства», а также части 1 статьи 3 Конституции, гласящей, что высшим носителем государственного суверенитета является народ.
В корне неверно противопоставлять право каждого гражданина на защиту жизни и достоинства и обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина. К сожалению, именно это и происходит в нашем обществе. Однако можно утверждать - конституционные права граждан отнюдь не входят в противоречие с конституционной обязанностью государства по обеспечению исполнения и защите прав граждан, поскольку они (права и обязанности), по основаниям статьи 45 Конституции, только дополняют друг друга. Пункт 2 статьи 45 гласит: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными Законом». В статье 24 федерального закона № 150-ФЗ «Об оружии» определена процедура применения оружия гражданами России для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости. Статья же 37 Уголовного кодекса Российской Федерации определяет правоприменительную практику в области защиты охраняемых уголовным законом прав и законных интересов граждан. Острая дискуссия, длительное время проходящая в средствах массовой информации, выявила, что подавляющее большинство россиян высказывает мнение о необходимости утверждения в реальной жизни права граждан России на защиту жизни и достоинства и, как следствие, закрепление права на хранение и ношение оружия в целях личной безопасности.
Но у отдельных руководителей МВД до настоящего времени бытует собственное обособленное мнение. «...Поскольку защита прав граждан есть обязанность государства, то защита своих прав самими гражданами, в частности, активная самооборона с оружием в руках, не допустима». На наш взгляд, подобное мнение не корректно, поскольку допускает антиконституционную трактовку, то есть обязанности государства по защите прав граждан могут (и должны) обеспечиваться за счет поражения в своих правах граждан России. Политику, проводимую в настоящее время руководством МВД в данном вопросе, можно охарактеризовать как исключительно запретительную.
Конституция Российской Федерации, пункт 3 статьи 3 гласит: «Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы». Собрать же 2 миллиона подписей за проведение референдума, утверждающего норму Закона о праве граждан на владение оружием в интересах личной безопасности, не составит особого труда. Из около 5 миллионов 250 тысяч владельцев оружия в России 3,7 миллиона еще совсем недавно имели охотничьи билеты. Тем более, что и члены их семей, и их знакомые, и знакомые их знакомых не останутся в стороне.
МВД в своих доводах в пользу запрета на владение гражданами оружием приводит факты неправомерного использования оружия, опуская при этом, с каким именно оружием совершены те или иные преступления, не приводя никакой статистики по преступлениям, совершенным с применением различных бытовых предметов: бутылок, утюгов, мясорубок (кстати, именно мясорубки занимают «почетное» третье место среди орудий совершения бытовых преступлений). Пугая людей «средневзвешенными» цифрами, представители МВД могли бы для сравнения привести данные по дорожно-транспортным происшествиям, ведь никому не приходит в голову запрещать автомобили. Факты неправомерного использования оружия есть и в МВД и в других структурах (они у всех на слуху). Какова степень их общественной опасности? Каково количество погибших и раненых посторонних граждан в этих эпизодах? Уверяем вас, что эти цифры впечатляют. Однако эта информация в полном объеме не доводится до общества.
А представители правоохранительных органов на основании этих единичных случаев делают вывод, причем доводя это мнение до высшего начальства как результат серьезного исследования или богатого опыта, то ВСЕ граждане, имеющие в своей собственности оружие, являются потенциальными преступниками. Говорят об «особом менталитете российских граждан», который не допускает предоставления гражданам права на владение оружием вообще! Попытки выяснить, на чем все же основывается это убеждение, на каких научных исследованиях и где с ними можно ознакомиться, не приводят ни к чему. Единственный вывод: МВД так просто удобней, не нужно ничего менять, не нужно даже думать об этих переменах. Можно просто в очередной раз начальству и всему обществу рассказать несколько страшных историй, передернув статистику.
Еще проблема. Исследования, проведенные Даниилом Аркадьевичем Корецким, начальником кафедры Ростовской Высшей школы МВД России, по двумстам уголовным делам, связанным с посягательствами на жизнь граждан, дали неутешительные результаты. Только в 13% случаев преступникам оказывалось сопротивление, и только в половине из них оно было успешным. «Разъединение человека и оружия привело к тому, что человек в нашем обществе не может и не хочет защищаться. Люди не приучены давать отпор. Судебная же практика, которая осуждает за превышение пределов необходимой обороны, парализует волю на уровне общественного сознания. Беда в том, что мы создали общество потенциальных жертв преступников и живем в нем». Такой неутешительный вывод делает российский криминалист и писатель Д.А.Корецкий (см. журнал «Криминал и безопасность» №12, 1998 год, стр. 8-10). Данный вывод поддерживается и другими исследованиями.
Давайте рассмотрим ситуацию, когда граждане успешно отражали нападения преступников (7,5%, по Д.А.Корецкому), и последствия этого успеха. «... При проведении анализа уголовных дел во Владимирской области установлено, что в 92,4% случаев превышение необходимой обороны первоначально оценивалось судами первой инстанции на основании проведенного правоохранительными органами следствия как умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. В дальнейшем уголовно-правовая характеристика этих событий в большинстве эпизодов (87,4% изученных дел) в корне менялась, когда дело становилось предметом рассмотрения суда высокой инстанции...». Вот так-то. (См. «Оружие в ваших руках», М.Ф. Савелий. М., «Объединенная редакция МВД», 2001 год, стр. 19.)
Однако не все так безнадежно. Государственная Дума Российской Федерации при полной поддержке Правительства РФ 08.02.2002 года приняла поправки к статье 37 УК. Советом Федерации законопроект утвержден 28.02.2002 года. Президент подписал Закон 14.03.2002 года (№29-ФЗ).
Пункт первый этих поправок гласит: «Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося... если посягательство было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо непосредственной угрозой применения такого насилия».
На очереди Законопроект № 181688-3 от 19 февраля 2002 года «О внесении изменений в статью 222 УК РФ», внесенный депутатом ГД ФС РФ Баранниковым А.Е. Законопроект предлагает исключить из части четвертой статьи УК уголовную ответственность лиц за незаконное приобретение, сбыт или ношение холодного оружия. Законодатель исходит из того положения, что в быту достаточно предметов хозяйственно-бытового и производственного назначения, с успехом конкурирующих с тем, что называется «холодное оружие». Любая отвертка, узкая стамеска, кухонный нож не уступают по своей эффективности не только гражданским образцам, но и боевому холодному оружию. Топор же, тот и вообще рыцарскому мечу не уступит, большой поварской нож - скрамасаксу, гладиусу или акинаку (в умелых руках, конечно, неучу и булатный клинок не поможет).
Постоянно делаются попытки запугать людей, мало разбирающихся в проблемах оборота оружия и поддержания правопорядка, разгулом преступности якобы обязательно последующим, после утверждения права граждан на хранение и ношение короткоствольного огнестрельного оружия. Особо хотелось бы отметить введение отдельными представителями силовых ведомств (в частности, можно упомянуть сюжет из г. Калининграда, прошедший на ОРТ, в программе «Время», эфир 06.08. 2000 г.), через «неграмотных» журналистов термина «свободная продажа оружия». Это, наверное, когда любой прохожий, вне зависимости от своего возраста, психического состояния, гражданства и прочее, прочее, прочее, глянув на вывеску оружейного магазина, либо уличный лоток, воспылает идеей «а куплю-ка я себе...».
Свободная продажа оружия, которой так пугают представители МВД, существует у нас уже не первый год на «черном рынке». Бороться с криминальным оборотом гораздо сложнее, чем запрещать и «не пущать» в сфере легального оружия, имитируя при этом бурную деятельность. Сознательное использование при формировании общественного мнения полуправды, тенденциозно поданной, дозированной информации и подмены понятий опаснее откровенной лжи. Данные деяния могут квалифицироваться как попытки умышленного введения в заблуждение (обман) общества, парламента, правительства и президента.
От такого узковедомственного подхода страдают и целые отрасли народного хозяйства. Художники-оружейники, занимая призовые места на международных конкурсах-выставках, «ходят» под статьей 223 УК (незаконное изготовление оружия), происходит утечка не только мозгов, но и «золотых» рук за рубеж.
Вывод. Россия продвигается по пути реформ с трудом, болью и кровью своих граждан. Какими бы масштабными ни были правоохранительные органы, они приступают к выполнению своих обязанностей уже после совершенного преступления. По всей видимости, существующее положение с поддержанием законности в России, при котором около 65 тысяч человек ежегодно погибают в результате преступных посягательств, ничего не значит!
Вооружение граждан и предоставление им реального ПРАВА на активную самооборону является тем стержнем, которого не хватает нашему обществу. Вооруженный народ является гарантом стабильности, сдерживающим фактором во всех взаимоотношениях, существующих в обществ
(Edited by Drt at 17:25 Июнь 19, 2003) |