Глядя на Сережу, сердце разрывалось. Было очень больно. Хотелось лечь и уснуть, а, проснувшись с утра, забыть все то, что проснувшись, обнаружить себя где-нибудь в Париже. Но реальность была более жестока, и мы были в бронепоезде, несущимся в Крым или еще куда. Надо бы было что-нибудь сказать, но ничего в голову не шло. Можно было, конечно, развить и углубить мысль про реинкарнацию, но... Хотя считается, что верование в реинкарнацию , в посмертное переселение душ - более примитивная вера по сравнению с христианским, например, посмертием, именно на этом "способе" продолжения жизни стоит остановиться более подробно, ибо в этой вере присутствуют, на наш взгляд, вполне рациональные, допускающие научное объяснение, элементы. Основной недостаток этого верования с материалистических, христианских позиций, да и вообще с позиции западного человека состоит в том, что личность после смерти как бы растворяется, и человек следующую жизнь проживает в облике другой личности. По верованиям, скажем, индусов - очередная жизнь может вообще протекать не в человеческом облике. А так как потеря личности в западной культуре и при западном стиле мышления - наиболее страшная и нежелательная потеря, то вера в реинкарнацию для западного человека реального интереса, как правило, не представляет.Следует признать, что верование в переселение душ в религиях региона Юго-Восточной Азии также не является в смысле спасения слишком значимым элементом культуры этих народов. Возможность продолжения жизни в другом существе воспринимается в этих культурах как явление привычное, достаточно заурядное, в некоторых отношениях, может быть, даже нежелательное: в самом деле, чего хорошего, если в следующей жизни окажешься изгоем, бедняком, и, что еще хуже - животным или растением. А оснований для этого, как учат некоторые религии, исповедующие реинкарнацию, может быть очень много. Поэтому истинным спасением здесь считают не повторные рождения, а именно разрыв цепи повторных рождений (круга сансары) и переселение души или на божественный уровень бессмертного существования, или переход в состояние нирваны (вечного небытия). Тем не менее, как бы там ни было с вопросом о бесконечной цепи реинкарнаций или ее разрыве, следует отметить, что вера в повторное рождение создает среди верующих в реинкарнацию более спокойное отношение к собственной смерти, чем это имеет место среди тех, кто исповедует единственность земного или, вообще, всякого существования. Если бы дело касалось только религиозной веры в посмертное существование - безразлично в какой форме: в виде ли бестелесной души, сохраняющей все личностные черты умершего человека, с последующим, как учит христианская теология, телесным воскрешением, в форме ли цепи смертей и рождений с потенциальной возможностью разрыва этой цепи (буддизм, индуизм), то этот вопрос, по существу, не мог бы составить предмета собственно научного исследования. Однако, как было отмечено выше, определенные соображения по поводу реального существования повторных земных (именно, земных) жизней можно высказать, оставаясь целиком в границах строго материалистической парадигмы. При этом нет даже необходимости вовлекать в круг рассмотрения слишком гипотетические и смелые предположения, например, о полевой природе сознания, о возможности существования его вне материального мозга и т. д. Для этого потребуется лишь более критическое отношение к привычным выражениям, когда люди говорят о собственной смерти и более глубокое осмысление того, что сегодня понимается под такими сущностями, как - что такое информация, что такое бытие, что такое сознание. В то же время следует понимать, что рациональное истолкование явления, внешне похожего на реинкарнацию, не может не быть связано с определенным переосмысливанием основополагающих моментов, входящих как в круг рассмотрения науки и философии, так и составляющих предмет повседневной жизни. К числу этих моментов в первую очередь следует отнести наше знание-незнание о том, что такое "я" человека . Вряд ли сейчас Сереже покажется занимательным... - Пойдем спать. Я останусь рядом, даже если ты будешь против, - решительно заявила я. |