QUOTE | III.ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРВРГО ЭТАПА ПРИВАТИЗАЦИИ И ИХ ПРИЧИНЫ.
1. Рост преступности, связанной с приватизацией.
По данным Министра внутренних дел В.Ф.Ерина и его заместителя В.П.Страшко за 11 месяцев 1994 г. в сфере приватизации выявлено 1684 преступления, 127 из которых совершены в крупных и в особо крупных размерах (приложение 7). Наиболее типичными преступлениями были: взятки, криминализация на рынке жилья, скупка акций наиболее рентабельных отраслей народного хозяйства различными иностранными компаниями и фирмами с нарушениями законодательства.
Как правило, не декларировался источник доходов при скупке крупных и гигантских пакетов акций физическими лицами. Например, Василий Юрьевич Тимофеев (Тюменская область) купил 210 миллионов акций "Газпром", заплатив 2 млрд. 100 млн. руб.! 51 % акций завода "Уралмаш" скуплено одним физическим лицом. Необходимо срочно принять проект Постановления Правительства РФ "О порядке декларирования источников доходов юридическими и физическими лицами, участвующими в приватизации государственной и муниципальной собственности".
2. Подрыв национальной безопасности. На наш взгляд национальная безопасность России существенно ослабла в экономической, социально-политической и оборонной сферах (приложение 8).
2.1. Экономические последствия.
Прежде всего это выражается в недополучении Россией значительной части доходов из-за просчетов в стратегии и тактике приватизации. Общая номинальная величина ваучерного фонда (около 1,5 трлн. руб.) примерно соответствовала балансовой стоимости основных фондов России на конец 1991 г. (без жилых зданий - 1650 млрд. руб. по ценам того времени). Но к октябрю 1992 года, когда началась выдача ваучеров населению, цены в процессе либерализации повысились в 20 раз.
Соответствующая 20-кратная переоценка основных фондов была осуществлена лишь год спустя - в середине 1993 года. Таким образом, общая номинальная величина ваучерного фонда изначально была в 20 раз меньше стоимости основных фондов. Рыночная стоимость ваучеров в период с октября 1992 г. по октябрь 1994 г. составила в среднем 12,5 тыс. рублей. Скупая и перепродавая крупные партии ваучеров, чековые инвестиционные фонды фактически обеспечили передачу государственной собственности новым владельцам за бесценок.
Доходы в бюджеты всех уровней за два года составили по России лишь 1 трлн. рублей, в то время как только по Москве , где мэр города Ю.М.Лужков для примерно 20 % предприятий доказал необходимость приватизации по рыночным ценам, составили 1,8 трлн. рублей.
В одном из последних бюллетеней английского консультационного агентства "Независимая стратегия" ("Индепендендент стрейтеджи") говорится: "Большая часть основных производственных фондов России была продана в процессе приватизации за какие-то 5 миллиардов долларов. Даже если считать, что в России стоимость основных производственных фондов равна валовому внутреннему продукту (а в ведущих странах Запада фонды превышают ВВП в 2,4 - 2,8 раза), то для экономики с ВВП порядка 300-400 млрд. долларов сумма, вырученная при приватизации, просто ничтожна" (12 сентября 1994 г., стр.8). В связи с этим агентство рекомендует английским инвесторам не упустить шанс и принять участие в покупке акций российских предприятий, что "обещает немалую выгоду".
500 крупнейших предприятий России стоимостью не менее 200 млрд. долл. были при приватизации фактически проданы за бесценок - около 7,2 млрд. долл. США.
Так, одно из крупнейших предприятий страны - Завод им. Лихачева в Москве со стоимостью основных фондов не менее 1 миллиарда долларов - был продан за 4 миллиона долларов! Здания и сооружения Московского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов химической промышленности - ориентировочной стоимостью в 100 миллионов долларов были проданы всего за 8 миллионов рублей. Подобные факты многочисленны.
По сути произошло крупнейшее в истории России разбазаривание государственной собственности, что само по себе явилось одним из источников кризиса и заложило основы многочисленных будущих конфликтов, направленных на передел собственности. Начальник Отдела писем и приема граждан Администрации Президента РФ М.А.Миронов в исх. № А 4-83553 от 22.11.94 г. указал на основе анализа 4200 писем, что во многих письмах, касающихся темы приватизации, звучат выражения типа "очередной обман".
Финансовые потери первого этапа приватизации резко усугубились рядом непродуманных действий. Так в силу непонятного стремления к разукрупнению разрушены многие целостные технологические комплексы, что уже поставило под угрозу само сохранение наиболее современной части промышленного потенциала. Председатель Комитета по вопросам экономической реформы собственности и имущественных отношений Совета Федерации В.А.Зеленкин сообщает в письме на мое имя (исх. 12-18\318 от 27.12.1994 г.): "В ходе акционирования этих субъектов хозяйствования (авиационная промышленность) связи между ними нарушились. Произошла остановка производства на предприятии "Пермские моторы", являющимся одним из основных производителей авиационных двигателей в России, над которым нависла угроза потери уникальных отечественных специалистов".
Наибольший ущерб насильственным разукрупнением предприятий, входящих в единую технологическую цепочку, нанесен в авиационной, машиностроительной, лесной, оборонной и агропромышленных областях народного хозяйства.
Поскольку процессы приватизации из-за из обвального характера не были сопряжены с остальными элементами экономических преобразований (прежде всего - со структурной политикой), подавляющая часть возникшего на базе государственных предприятий частного и смешанного сектора с самого начала оказалась на грани банкротства.
2.2. Социальные последствия.
"Лотерейная" специфика избранного в России варианта "ваучерной" приватизации (состоявшая в том, что с самого ее начала отсутствовала ясность в отношении того, какие государственные активы выделены для реализации за чеки), не приведя к формированию рациональной корпоративной структуры, сформировала у большинства населения устойчивое (и небезосновательное) убеждение в том, что его не только не наделили собственностью, но и общую экспроприировали.
Чековая приватизация создала многочисленную массу "неимущих собственников", требующих защиты со стороны государства. Пребывание в их руках мелких и даже крупных пакетов акций низкоэффективных предприятий делает эти слои населения "низкоэффективным инвестором"
Ранее в условиях административной экономики государство как главный и по сути единственный собственник в бывшем СССР являлось гарантом для малоимущих социально незащищенных слоев населения (пенсионеры, инвалиды...), составляющих около 30 % от общей численности населения. В период перехода к рыночной экономике форсированная приватизация госсобственности происходила без создания соответствующих механизмов защиты малоимущих слоев населения. Создание системы социальной защиты малоимущих слоев населения на втором этапе приватизации является первоочередной общенациональной задачей.
2.3 Оборонные последствия.
Поступающие в Федеральную службу контрразведки РФ материалы свидетельствуют о критической ситуации, складывающейся на предприятиях оборонного комплекса России, которая по мнению специалистов усугубляется тем, что приватизация и акционирование проводятся без учета их специфики и роли в обеспечении выполнения государственного оборонного заказа.
Одним из существенных аспектов приватизации предприятий оборонных отраслей промышленности является стремление иностранных компаний и фирм использовать происходящие процессы в оборонном комплексе для проникновения в его управленческие структуры путем скупки акций приватизируемых предприятий на чековых аукционах.
Причем иностранные фирмы, чтобы избежать их проверки со стороны ФСК России, предусмотренной п.10.1 "Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ", утвержденной Указом Президента России от 24 декабря 1993 г. № 2284, при приобретении акций российских предприятий оборонного комплекса в большинстве случаев прибегают к услугам посреднических фирм, зарегистрированных в России.
В тех случаях, когда предприятия российского ВПК включены в перечень объектов, не подлежащих приватизации, зарубежные предприниматели добиваются выделения из их состава структурных подразделений , которые получают статус совместных предприятий и производств. По мнению южнокорейских экспертов создание при российских оборонных фирмах даже небольших СП представляет широкие возможности по оказанию влияния на администрацию и последующему получению доступа к имеющимся и разрабатываемым технологиям. Например, голландская фирма "Сам-Фико" проводит подобную линию по отношению к ПО "Элмаш", а болгарская фирма "Пластхим" и немецкая "ЕОС-2" к ПО "Тантал".
Отмечен повышенный интерес иностранных инвесторов к таким отраслям как электроника, авиация, ракетостроение, атомная энергетика, выпускающим конкурентоспособную гражданскую продукцию. Действуя через посредников, они пытаются взять под контроль не только отдельные предприятия, но и целые отрасли промышленности.
Анализ ситуации, складывающейся на рынке ценных бумаг оборонных отраслей промышленности, показывает, что форма приобретения иностранными фирмами российской собственности через посредников носит скрытый характер интервенции иностранного капитала с целью подрыва обороноспособности и экономики страны.
Кроме того, представителями инофирм выдвигаются требования, что условиями для вложения в российскую экономику иностранных инвестиций должны быть не только стабилизация социально-политической обстановки в стране и приведение внутреннего российского законодательства в соответствие с международными нормами, но и предоставление иностранным инвесторам достоверной и полной информации о складывающейся общественно-политической ситуации в России, а также о сведениях, раскрывающих экономическое, технологическое, финансовое состояние предполагаемого объекта инвестирования. При этом передача иностранцам такой информации не предполагает получения каких-либо гарантий с их стороны по безусловному открытию кредитных линий.
В процессе приватизации предприятий Госкомоборонпрома серьезной проблемой является сохранение сведений составляющих государственную тайну. На ряде объектов, подвергшихся акционированию, в целях экономии средств администрация сокращает режимно-секретные органы, военизированную охрану, службу противодействия иностранным техническим разведкам, закрывают узлы спецсвязи, что значительно снижает эффективность защитных мер, создает реальные предпосылки к утечке не только технологических, но и государственных секретов. Сложившееся положение диктует необходимость в срочном порядке принять комплексную государственную программу по разработке и выпуску вооружений и военной техники, исходя из принятой военной доктрины государства.
Кроме того, нуждается в доработке "Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ" с точки зрения дополнительных мер по сохранению национального контроля над всеми звеньями технологического процесса разработки и производства вооружений и военной техники, прежде всего ракетно-космической и авиационной промышленности, а также обеспечения целостности предприятий и учреждений ВПК при их приватизации.
В частных руках иностранных компаний и криминальных структур оказались такие основополагающие для экономики России отрасли, как машиностроение, нефте-газодобыча и переработка, производство электроэнергии, водный, речной, и авиационный транспорт, объекты связи. Фактически потеряно государственное влияние в цветной металлургии, более 90 % акций предприятий которой принадлежат западным компаниям. Доля участия государства в приватизированных предприятиях рыбной промышленности составляет 5-7 %.
3. Причины негативных последствий приватизации.
Негативные последствия приватизации подразделяются на два класса: объективные и субъективные. К объективным можно отнести такие несомненно существующие проблемы как деформированная структура экономики с преобладанием монополий и гипертрофированным развитием военно-промышленного комплекса, разрыв хозяйственных связей вследствие распада СССР, борьба ветвей власти, неготовность населения к реформам. Субъективные причины внесли существенный вклад в общую картину негативных последствий приватизации. В первую очередь это форсированные темпы приватизации и ее излишняя политизированность. Экономическая эффективность приватизации по сути на первом этапе не планировалась. Доминировала политическая цель: форсированно создать широкий класс собственников для того, чтобы сделать реформы необратимыми.
Как было показано выше - эта цель не достигнута. Цели приватизации искажались некомпетентными и умышленными действиями - и в центре, и на местах, что резко криминизировало ситуацию. Приватизация шла без учета менталитета российских граждан, которые одной из основных ценностей считают сильное государство. В результате обвальной приватизации государство серьезно ослаблено.
|
|