Основная тема хокку — нерасторжимое единство природы и человека, изменения, происходящие со сменой времён года. Поэтому стихотворения в жанре хокку располагают в поэтических сборниках всегда по сезонным рубрикам. В этом заключён глубочайший смысл: человек стремится слиться с природой, избавиться от всего случайного в самом себе, в конечном счёте — освободиться от своего «я». Природа в японской поэзии обладает божественной сущностью, так как служит средой обитания для местных божеств — ками. И хотя эти божества не изображаются в хокку, их многозначительное присутствие всегда ощутимо в подтексте любого произведения японской художественной культуры — будь то пейзажная живопись или стихотворение. Существовали определённые правила сложения хокку, служащие объединяющим началом для всей традиции в целом. В зависимости от школы они могли различаться. Практически в любом хокку присутствует «сезонное слово». Таких слов несколько сотен. В современных словарях непременно приводится их список, который постоянно пополняется. Под термином «сезонное слово» понимались слова, которые указывали читателю на время года. Так, под словом «цветы» всегда подразумевались цветы сакуры, которые ассоциировались с весной. При слове «луна» читатель переносился в осень, поскольку считалось, что лучшее время для любования луной — это ясные осенние ночи. «Увядшие травы» — зима, «день посадки бамбука» — лето. В символы лета попало даже слово «пиво» — такая открытость списка свидетельствует о том, что в этой поэзии ещё бурлят жизненные соки.
Поэты хокку считали, что в стихотворении обязательно должно присутствовать саби — сопровождаемое печалью прекрасное и пронзительное чувство одиночества, уединённости. Отрешённость, созерцательность, обособленность помогали освободиться от страданий.
Строки - первая - 5 слогов, вторая - 7, третья - снова 5. |