Отец моего знакомого родом из деревни на границе Беларуси и России. Деревня глухая была, немцы там даже проездом почти не бывали. Была у них в семье корова (а семья - пятеро детей и мамка, отца призвали). Только с нее и жили. И тут приходят партизаны в деревню и требуют отдать корову. Мать не отдает, чем говорит, детей кормить? -Ах ты такая-рассякая немецкая подстилка, говорят партизаны, вот мы тебя за это дело расстреляем. И расстреляли бы, повезло, что брат мужа хозяйки был в том же отряде, кое-как отбил. Но корову все равно забили. Много чего рассказывали люди, которые под оккупацией были. Вот деревня. Обычная. Немцев в ней нет, так как не возле основных коммуникаций. Так, наедут, старосту тряхнут, чтобы яйки-млеко-сало принесли и уедут. Приходят партизаны, говорят: что-то из вашей деревни маловато людей у нас в отряде. Нехорошо. Надо бы людей. Естественно, никто туда особо не рвется. Тогда партизаны делают налет на немцев в их следующий приезд. Само собой, приезжает карательный отряд и устраивает в деревне резню. Уцелевшие идут к партизанам. Проблема с кадрами в отряде решена. Это мне рассказывал очевидец тех событий. Деревня Карповичи, если кому интересно. Я много общался с людьми, которые жили под немцами. Узнал много нового и неожиданного для себя, особенно если учесть, что я в свое время свято верил тому, что писалось в советской литературе. Ну а уж после того, как мне рассказали реальную историю гибели Константина Заслонова (очень сильно отличающуюся от киношной), я как-то стал призадумываться о черно-белом цвете. Хорошо это все описано у того же Богомолова в его "В августе сорок четвертого", в сцене где капитан Алехин общается с забитым хуторянином. У того и партизанская медаль есть, но квитанции о сдаче шерсти и молока немцам и оккупационные рейсмарки тоже на всякий случай припрятаны. |