Статья о том, как светлые головы бьются над улучшением ситуации с подвозом грузов к нашему порту.
"Разрубить новороссийский транспортный узел" Сергей Евмененко
15 апреля в Краснодаре прошло совещание руководителей федеральных агентств и представителей транспортных компаний края, которое провел министр транспорта России Игорь Левитин. На совещании были обсуждены варианты реконструкции транспортной развязки в районе порта Новороссийск. Уже не первый год Новороссийский порт испытывает серьезные трудности с доставкой грузов. По словам начальника Северо-Кавказской железной дороги Владимира Воробьева, сейчас на подъездах к порту простаивают 113 поездов с экспортным грузом. Косвенные потери железнодорожников из-за этого составляют до 1 млрд.руб. в год. При этом причальные и перегрузочные мощности новороссийских стивидоров имеют значительный резерв, но используются не на полную мощность. Беда в том, что Новороссийск со всех сторон окружен горами и имеет только один железнодорожный въезд, состоящий из системы горных тоннелей, пропускная способность которых серьезно отстает от потребностей порта и города. В качестве возможного пути выхода из создавшегося положения советник министра транспорта РФ, директор ФГУП "Русэкотранс" Рашид Гусейнов предложил два проекта реконструкции транспортной развязки в районе порта Новороссийск, разработанные рабочей группой министерства. Согласно первому варианту предусматривается продолжение железнодорожной ветки Крымская - Грушевая до курортного поселка Кабардинка. В этой связи стоит пояснить, что станция Грушевая расположена в горном ущелье на восточном участке Мархотского хребта и используется для доставки нефтепродуктов на нефтебазу "Грушевая" ОАО "Черномортранснефть", которые далее по системе трубопроводов поступают на причалы нефтегавани "Шесхарис". В этом случае стоимость проекта, по оценкам "Русэкотранс", составит $175 млн. Второй вариант не нов и предполагает строительство железнодорожного участка от города Абинск (расположенного в середине трассы Краснодар - Новороссийск) до того же поселка Кабардинка практически параллельно маршруту первого варианта. В этом случае строительство обойдется в $130 млн. Точные сроки реализации обоих проектов на совещании названы не были. И первый, и второй вариант вызывают много вопросов. Строительство предполагается вести в условиях горной местности, следовательно, не обойтись без возведения системы туннелей, эстакад и мостов, предстоит вести дорогостоящую трассировку дороги. В связи с этим названные суммы затрат вызывают большое сомнение. Так, только проект автомобильной трассы Абинск - Кабардинка, разработанный одной из итальянских фирм в 1997г., оценивался в $500 млн. Существующий альтернативный проект объездной автодороги Баканская - Кабардинка тоже недешев - приблизительная стоимость $300 млн. Железнодорожная составляющая этих проектов обойдется как минимум в 1,5 раза дороже. Поэтому более приемлемым можно считать проект, предложенный госкомпанией "Зарубежнефть", которая заинтересована в экспорте через Новороссийск светлых и темных нефтепродуктов. Проект предполагает строительство второй системы туннелей параллельно уже существующим. По оценкам специалистов "Зарубежнефти", в случае реализации этого проекта грузопоток на Новороссийск возрастет как минимум на 12 млн.т. в год. Строительство обойдется в $100 млн. Половину из этой суммы готово взять на себя ОАО "РЖД", другую половину - нефтяная компания. Однако проект «Зарубежнефти» по перевалке через Новороссийск нефтеналивных грузов пока существует только на бумаге, и сроки начала его реализации постоянно переносятся. |