От себя добавлю. Для этого в ПДД и есть ст. 10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
-------------------------------------------------------------------------------------------------- А вот Вам и комментарий, советую ВНИМАТЕЛЬНО ПРОЧИТАТЬ ВСЕМ.
Нарушение норм ПДД об ограничении скоростного режима движения ТС - одна из основных причин ДТП. Ограничения делятся на общие, специальные и локальные. Общие ограничения скорости для дорог вне населенных пунктов предписано устанавливать во всех странах, применяющих на своей территории Конвенцию о дорожном движении 1968 г. с учетом поправок, вступивших в силу 3 сентября 1993 г. (пункт 2 статьи 13 Конвенции). Эти ограничения вводятся в ПДД. "Общие ограничения скорости движения установлены пунктами 10.2 - 10.5 Правил и распространяются на всю улично-дорожную сеть страны. Специальные ограничения скорости вводятся для определенных типов транспортных средств или определенных видов перевозок (перевозка опасных, тяжеловесных или крупногабаритных грузов и т.п.). Локальные ограничения скорости устанавливаются, исходя из условий движения на конкретных участках дорог. В отличие от общих и специальных ограничений, локальные вводятся только при помощи дорожных знаков" <*>. -------------------------------- <*> См.: Комментарий к ПДД. М.: За рулем, 2003. С. 126.
Интенсивность движения определяется количеством ТС, проходящих через какой-либо участок дороги в единицу времени (обычно в течение часа) и является характеристикой транспортных потоков. Естественно, с ростом интенсивности увеличивается плотность движения (количество ТС на 1 км) и возрастает сложность маневрирования, особенно при обгонах. ГИБДД (ГАИ) указывает, что в том случае, когда скорость автомобиля отличается от средней скорости потока на 30 км/ч (в любую сторону), то вероятность попасть в ДТП для такого автомобиля возрастает приблизительно в 10 раз по сравнению с теми, которые движутся со средней скоростью потока. Водители при выборе скорости должны учитывать характеристики ТС, свойства (динамику разгона и мощность двигателя, состояние тормозной системы, шин, рулевого управления) и параметры перевозимого груза, его размещение на транспортном средстве. В пункте 10.1 ПДД сказано о дорожных и метеорологических условиях. Дорожные условия - понятие, включающее в себя (см. коммент. к термину "дорога" в пункте 1.2 Правил) и элементы ее обустройства - дорожные знаки, светофоры, разметку, ограждения и т.п. Ясно, что на широкой и прямой дороге с твердым покрытием при благоприятных условиях можно двигаться с наибольшей разрешенной скоростью. Напротив, на узких, извилистых участках скорость должна быть снижена, поскольку наличие на дороге других транспортных средств ограничивает возможности для маневрирования. Остановочный путь рассчитывается по известной формуле. Он, т.е. путь Sо, больше пути торможения ST и представляет собой расстояние, на котором может быть остановлен автомобиль с учетом реакции водителя и времени срабатывания тормозного привода:
2 Sо = (t1 + t2) x V/3,6 + Кэ x V /(254 x фи),
где: t1 - время реакции водителя (изменяется в пределах от 0,4 с до 2,0 с, в среднем для простоты расчетов можно принять t1 = 1,0 с); t2 - время срабатывания тормозного привода (для тормозных систем с гидравлическим приводом t2 = 0,5 с; для систем с пневматическим приводом t2 = 0,9 с; для прицепов и полуприцепов t2 = 1,5 - 2,0 с); 3,6 и 254 - коэффициенты размерности; V, КЭ и фи - см. предыдущую формулу. "Водитель при выборе скорости должен учитывать видимость в направлении движения, поскольку остановочный путь автомобиля не должен быть больше того расстояния, на котором водитель просматривает дорогу. В противном случае неизбежен наезд на препятствие или столкновение с объектом, который может появиться на пути движения автомобиля. При экспертных оценках технической возможности остановки транспортного средства в конкретных условиях исходят из величины остановочного, а не тормозного пути. С использованием приведенной выше формулы построены графики изменения остановочного пути в зависимости от начальной скорости торможения и состояния покрытия. Из этих графиков наглядно видно, как возрастает остановочный путь автомобиля на обледенелом покрытии по сравнению с сухим. Так, при скорости 60 км/ч остановочный путь грузового автомобиля на сухом покрытии будет (при t1 = 1,0 с, t2 = 0,5 с, КЭ = 1,2, фи = 0,7):
2 So = (1,0 + 0,5) x 60/3,6 + 1,2 x 60 /(254 x 0,7) ~= 49 м
При той же скорости и тех же исходных данных, но на обледенелом покрытии Sо = 219 м" <*>. -------------------------------- <*> См.: Комментарий к ПДД. М.: За рулем, 2003. С. 128.
Последний абзац п. 10.1 ПДД говорит о снижении водителем скорости вплоть до полной остановки "при возникновении опасности". Правила содержат много предписаний по снижению скорости и остановке ТС в конкретных условиях. Такие предписания имеются практически во всех разделах Правил. Они могут вытекать из требований соответствующих дорожных знаков, разметки, определяться сигналами светофора или регулировщика, порядком проезда перекрестков и другими требованиями. Эти требования необходимы прежде всего в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Данное требование Правил четкое и категоричное. Конечно, может возникнуть ситуация, когда даже торможение не может предотвратить ДТП. Именно поэтому Правила требуют принять возможные меры, т.е. сделать то, что реально должен (термин из текста ПДД) <*> сделать водитель. Именно эти факторы впоследствии и становятся основными при решении вопроса об ответственности водителя при совершении ДТП. -------------------------------- <*> Примечание авторов.
Опасность для движения - это ситуация, в которой продолжение движения создает угрозу и может привести к ДТП. Такая ситуация может возникнуть из-за технической неисправности ТС, неожиданного появления на пути движения автомобиля людей, животных, резкого торможения движущегося впереди транспортного средства и различного рода др. препятствий. При этом во внимание должна браться та "опасность", которую водитель в состоянии обнаружить, как говорится, чисто "физически". Например, водитель не в состоянии обнаружить на проезжей части скрытую от глаз яму под снегом или водой. |