Ким Ки Дук… Вчера вечером посмотрела еще один фильм этого южнокорейского режиссера… «Плохой парень». А ведь вечер обещал был таким теплым, мягким, таким простым… Жестокость в этом фильме не знает меры…смотришь, содрогаешься, хочешь прекратить эту пытку, но не можешь…завораживает…какая-то другая жестокость… В фильмах Ким Ки Дука нет отрицательных героев, грешников и праведников, плохих парней и хороших…они просто… люди… «Человеку не дано определять что есть добро, а что зло, это прерогатива Бога» (из интервью азиатского режиссера). Накал ненависти транслируется в такое же сильное, всеохватывающее, лишающее себя чувство – в любовь... аффективная ненависть - аффективная любовь...Третьего не дано... Даа… любовь жертвы к своему палачу – вечная тема…когда этот парадокс будет разгадан? Любовь и ненависть, красота людей и уродство жизни, к которой они оказались, а «оказались» ли… это просто стечение обстоятельств? Или они к этому шли…безотчетно, но целенаправленно… не могли идти в другую сторону…не знали, как это… идти, обходя грязные лужи… может … не было сил??? Или желания? В этих фильмах очень мало слов…они не нужны…хотя фильм о людских взаимоотношениях…герои каждую минуту в общении с другим… но…это общение не вербальное, но общение чувств и тел, общение посредством жесткости и любви… больше никаких тропинок между людьми нет, их или вообще нет, или они запредельны для героев его фильмов… недоступны им… Такое общение когда всё сверх, как-будто существует только огонь и вода, соль и сахар, черное и белое (а есть ли другие цвета, или они лишь смешение в разных пропорциях этих двух?) свет и тьма, нет, не свет и тьма, а свет во тьме, тьма в свете – вечные сумерки, которым недостает тьмы, чтобы скрыть во темноте все те черные действа, которые происходят … нивелировать жестокость… (спрятать черную кошку в темной комнате...) лишить ее способности удивлять, шокировать (если была бы одна тьма, она бы не так отражалась в людских душах - не так бы впечатляла, не так бы пугала...) , но и недостает света - , чтобы стать днем, ведь днем, можно взять микроскоп и рассмотреть ситуацию с помощью бесстрастного рассудка, который вроде бы как способен решить все житейские проблемы… Зазывные крики девочек-проституток почему-то ассоциировались с продавцами-консультантами многих нынешних салонов… После просмотра остаются вопросы и ни одного ответа… Если к грязи привыкаешь, смиряешься, перестает ли она быть грязью? Если зло не вызывает противоедействия, сопростивления - оно остается злом? Или злом является только то, с чем борешься, чему сопротивляешься, что против твоей воли....против тебя, а не в тебе??? Добро и зло - абсолютны или относительны, могут ли они существовать друг без друга... если - нет, не это ли причина того что в фильмах Ким Ки Дука они всегда рядом...как брат и сестра... как враги...или ...союзники....?.... Героиня вначале пыталась сбежать, боролась, но потом ...смирилась...и осталась проститукой...нет, не осталась, она стала проститукой...в тот момент, когда смирилась, она действительно стала проститукой, до этого она еще не была ею... она просто была опрокинута в проституцию, но оставалась непроституткой.... . Почему, когда тонешь, вначале борешься, а потом… прекращаешь… и вы уже союзники со стихией… которую нельзя определять ни как зло, ни как добро, она просто есть… . Если существует инстинкт самосохранения – инстинкт жизни, по закону диалектики должен быть и инстинкт саморазрушения – воля к смерти (а прав ли Фрейд)… Если есть инстинкт созидания, творчества, материнства, то рядом инстинкт разрушения (уже не себя – других), убивания, деструктивности?... Кто-то мечтает "летать, как птица", а кто-то падает - падает ниже земли, так и не взлетев... Как закончился этот фильм? Хеппи эндом или нет? Как сказала в интервью актриса – «она не обрела счастье, она обрела покой» А может покой и есть счастье? То, к чему мы все стемимся – гармония, а у гармонии нет этих крайносей – радостей и горестей… она есть нейтральность…покой… . Герои просто «отдались» всецело… не знаю, правда, чему – жизни ли, судьбе ли ,может Богу, а может дьяволу… самим себе или влиянию окружающей среды, т.е. тому что было вне их…?... Или обрели самих себя и друг друга...и продолжили жить так, как умели... Эти фильмы не заканчиваются титрами, они остаются в тебе навсегда, как те редкие, особо впечатлившие – знаковые или … значимые сны…, или, не буду говорить «навсегда», т.к. не знаю, что это такое…скажу – надолго. Эти фильмы не оставляют равнодушных. Они или нравятся, или нет. Подумала о жестокости в кино и вспомнила о фильме который я видела уже достаточно давно. Именно видела, а не смотрела, т.к. дело было в междугороднем автобусе… его просто включили… «Убить Била». Меня этот фильм возмутил. Убийства, насилие, смерть в нем настолько эстетизированны, что могут восприняться как то, к чему надо стремиться, что есть привлекательно… Красивые женщины в красивых одеждах убивают друг друга … Красиво умирают, из них даже кровь изливается эстетично - тонкой струйкой в тон помаде... сраженные,грациозно падая, , они выбирают изящное- красивое положение… и лежат так…красиво-мертвые, даже не помяв одежду. В западных фильмах, как и в восточных, жестокость и любовь, красота и смерть, добро и зло тоже часто рядом…. но …как-то по-другому. Не могу сейчас выразить словами, я еще не до-конца это продумала…вижу, что по-другому, подумаю и выскажу позже… . |