Алё Ночка, роль церкви в русской смуте постоянно замыливают. А это интереснейший вопрос. Начиная с самой ранней истории Руси.
Вот, например, 1917 год. Февральская пуримская революция. Скинули Помазанника Божия - царя, то бишь императора, конечно, Всея Руси Николая2. И что церковь?
Казалось бы, как же так, устои, основы рушатся. Но не тут то было. Практически сразу, уже 4 марта, вместо того, чтобы возвысить свой голос в защиту Православного Самодержавия, вместо того, чтобы словом божьим остановить крамолу, Ога!ь как же, держи карман ширше. Вместо этого бегом, поскорее, церковные деятели срочно стали... молиться новому правительству и проводят первое после отречения Николая заседание Синода (под председательством митрополита Владимира). На нём присутствовал Владимир Львов, который от имени Временного Правительства объявил Церкви радостную новость: отныне она свободна от опеки государства. И, как освобождённые от царя православные попы бегом, одним махом выразили свою благодарность Временному Правительству и приветствовали новую эпоху в истории церкви. О, как! Так кто чего там разрушил? Оне там ышшо и поглумились, когда назначенный Керенским новый обер-прокурор Львов, вынес из зала кресло царя, а это назвали отправленией на помойку истории «символа цезарепапизма в Церкви Русской». И подкрепили бумажкой документом.
1. Определение Св. синода № 1207 «Об обнародовании в православных храмах актов 2 и 3 марта 1917 г.» от 6 марта 1917 г.
«Означенные акты [отречение Государя] принять к сведению и исполнению и объявить во всех православных храмах, в городских - в первый по получении текста сих актов день, а в сельских - в первый воскресный или праздничный день, после Божественной литургии, с совершением молебствия Господу Богу об утишении страстей, с возглашением многолетия Богохранимой Державе Российской и Благоверному Временному Правительству ея».
2. Определение Св. синода № 1226 «Об изменениях в церковном богослужении в связи с прекращением поминовения царствовавшего дома» от 7 марта 1917 г.
«...ПРИКАЗАЛИ: На основании бывших рассуждений Святейший Синод определяет: во всех случаях за богослужениями вместо поминовения царствовавшего дома возносить моление «о Богохранимой Державе Российской и Благоверном Временном Правительстве ея»; в частности [далее следует перечень переписанных молитв. ]»
3. Послание Св. синода ко всероссийской пастве («К верным чадам Православной Российской Церкви») от 9 марта 1917 г.
«Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути. Возлюбленные чада Святой Православной Церкви! Временное Правительство вступило в управление страной в тяжкую историческую минуту. Враг еще стоит на нашей земле, и славной нашей армии предстоят в ближайшем будущем великие усилия. В такое время все верные сыны Родины должны проникнуться общим воодушевлением. Ради многих жертв, принесенных для завоевания гражданской свободы, ради спасения ваших собственных семейств, ради счастья Родины оставьте в это великое историческое время всякие распри и несогласия, объединитесь в братской любви на благо России, доверьтесь Временному Правительству, все вместе и каждый в отдельности приложите все усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы. Святейший Синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского Правительства, да даст ему силу, крепость и мудрость, а подчиненных ему сынов Великой Российской Державы да управит на путь братской любви, славной защиты Родины от врага и безмятежного мирного ее устроения».
Революционеры хреновы в рясах. |