Ещё в далёком 1798 году немецкий писатель, поэт, мистик Новалис осмелился высказаться о религии весьма определённо: «Ваша так называемая религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силы» («Ihre sogenannte Religion wirkt bloß wie ein Opiat: reizend, betäubend, Schmerzen aus Schwäche stillend»).
А это уже высказывание священника с высшим богословским образованием Чарльза Кингсли, жившего во времена Маркса и Энгельса: «Мы используем Библию просто как справочник констебля или как дозу опиума, успокаивающего перегруженное вьючное животное - чтобы поддерживать порядок среди бедных». «We have used the Bible as if it were a mere special constable’s hand book, an opium dose for keeping beasts of burden patient while they were being overloaded, a mere book to keep the poor in order».
Очевидно, этот священник оказал влияние на знавшего его Маркса, который использовал его «опиум» во введении к «К критике гегелевской философии права», высказав свой взгляд ещё более категорично: «Религия - это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа» (Die Religion ist der Seufzer der bedrängten Kreatur, das Gemüt einer herzlosen Welt, wie sie der Geist geistloser Zustände ist. Sie ist das Opium des Volks).
И пошло-поехало. Ленин с радостью подхватил «опиум» своего учителя, высказавшись о «вздохе угнетённой твари» в статье «Социализм и религия»: «Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п. Того, кто всю жизнь работает и нуждается, религия учит смирению и терпению в земной жизни, утешая надеждой на небесную награду. А тех, кто живет чужим трудом, религия учит благотворительности в земной жизни, предлагая им очень дешевое оправдание для всего их эксплуататорского существования и продавая по сходной цене билеты на небесное благополучие. Религия есть опиум народа. Религия - род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 142-147. Впервые опубликовано в газете «Новая Жизнь» № 28, 3 декабря 1905 г.)
Спустя три года Ленин «укрепил» своё отношение к кингсли-марксовскому «опиуму» более лаконичным высказыванием: «Религия есть опиум народа, - это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии. Все современные религии и церкви, все и всяческие религиозные организации марксизм рассматривает всегда, как органы буржуазной реакции, служащие защите эксплуатации и одурманению рабочего класса» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 415-426. Впервые опубликовано в газете «Пролетарий» № 45, 13 (26) мая 1909 г.). Прав был испанский философ и писатель, иезуит Бальтасар Грасиан-и-Моралес (1601-1658), сказавший ещё до того, когда вместо умершего в 1703 году Патриарха Адриана император Пётр подчинил Русскую Церковь Синоду: «Всегда и во всем впереди шествует Ложь, увлекая глупцов пошлой своей крикливостью. Последней и поздно приходит Правда, плетясь вслед за хромым Временем… На поверхности всегда Обман, на него-то и наталкиваются люди поверхностные. Подлинная же Суть замыкается в себе, дабы ее лучше ценили знающие и разумеющие».
Правду сказал более 350 лет тому назад философ-иезуит. Вот у него бы поучиться, чтобы ложь не затуманивала мозги. А это, сказанное им, будь моя воля, я бы растиражировал по всем церквям и весям: «Быть благоразумно отважным. Мертвого льва даже зайцы лягают. С доблестью не шутят: не решишься, отступишь раз, придется отступить второй раз, и так - до последнего: в конце концов, перед тобой окажется все то же препятствие, что и вначале, - не лучше ли было решиться сразу? Сила духа превосходит силу тела; подобно мечу, держи ее всегда наготове в ножнах благоразумия. Она - щит личности. Немощь духа вреднее немощи телесной. Немало людей с недюжинными достоинствами, но без отваги, уподобились покойникам и почили в собственном малодушии. Природа недаром сочетала в пчеле сладкий мед и колючее жало. В теле нашем есть жилы и кости, да не будет же дух мягкотелым».
|