2Dimplay
QUOTE | Единое вероисповедание сплачивало нацию в единое целое, цементируя национальную самоидентификацию |
Нацию - да, но многонациональное государство - нет, если только религия не насаждалась огнём и мечём, и тут она от просто другой идеологии авторитаризма абсолютно ничем не отличается. Конечно, если ты хочешь насадить в обществе нацизм, то религия тут тебе поможет, например, то же христианское православие или восстанавливоемое сейчас родноверие.
QUOTE | монотеистическом социуме уменьшается угроза конфликтов внутри общества |
Монотеистический социум в нынешних условиях уже невозможен. Насильно такой социум можно создать только при тирании. При свободе взглядов и вероисповеданий никакого монотеистического социума никогда не будет. Тут надо понимать, что мы либо живём в жёстком авторитарном единообразном во всём обществе, в котором силой гасятся все искры конфликтов, либо в свободном от насаждения морали и религии обществе, в котором конфликты просто неизбежны. Скрестить носорога с лошадью не получится.
Многие религиозные люди не могут представить,как можно без веры быть хорошим или даже хотеть быть хорошим. Но прав циник Г. Л. Менкен, однажды язвительно заметивший: "Когда говорят о необходимости религии, то обычно имеют в виду, что нужна полиция". Имеющиеся на сегодняшний день статистические данные, безусловно, не подтверждают бытующее мнение о положительной корреляции религии и нравственности. Вот отрывок из книги Сэма Харриса "Письмо к христианской нации":
QUOTE | Хотя приверженность той или иной политической партии США и не является идеальным показателем религиозности, не секрет, что "красные [республиканские] штаты" в основном обязаны своим цветом преобладающему политическому влиянию консервативных христиан. Если бы существовала реальная связь между христианским консерватизмом и общественным благонравием, мы должны были бы наблюдать какие-то признаки этого в "красных" американских штатах. Но, увы. Из двадцати пяти городов с самым низким уровнем преступлений, связанных с насилием, 62 процента находятся в "синих" [демократических] штатах, а 38 процентов — в "красных" [республиканских]. Из двадцати пяти самых опасных городов 76 процентов — в "красных" штатах, а 24 процента — в "синих". Более того, три из пяти наиболее опасных городов США расположены на территории набожного штата Техас. Двенадцать штатов с самым высоким уровнем ограблений — "красные". Двадцать четыре из двадцати девяти штатов с самым высоким показателем ограблений — "красные". Из двадцати двух штатов с самым высоким количеством убийств семнадцать — "красные".
|
Без слов ясно, что подобные выводы сильно противоречат заявлениям о нравственном превосходстве верующих; для их опровержения религиозные организации инициировали волну дальнейших исследований... Можно быть уверенным в одном: если действительно существует достоверная положительная корреляция между нравственным поведением и религиозными убеждениями, практиками или конфессиональной принадлежностью, её открытие — не за горами, благодаря количеству религиозных организаций, горящих желанием найти научное подтверждение своим традиционным убеждениям (эти господа очень высоко ценят способности науки отыскивать истину, когда наука подтверждает то, во что они и так верили). И каждый год, не приносящий желаемого ими плода, усиливает и усиливает подозрение в том, что искомой корреляции просто-напросто не существует - религия и нравственность не связаны. Любой защитник религии уверен, что только религия способна научить нас, что такое хорошо, и что такое плохо. Но это не так. Поэтому, Dimplay, вот тебе на выбор замена религии: 1. Кантовский императив: "... поступай только согласно такой максиме, о которой ты можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом". И более в широком плане: Деонтология. 2. Консеквенциализм. В частности, имхо, хорош утилитаризм: "Морально и законно то, что приносит наибольшее счастье наибольшему количеству людей". 3. Патриотизм.
|