QUOTE | Круг, столь наглядно воплощенный в поясе, во всех культурах мира считался идеальной формой, недоступной злым духам. По народным поверьям разных стран, в поясе, как во всяком круге, заключалась власть, противостоящая всякой нечисти и болезням. В отличие от специального шаманского опоясывания в роли пояса-оберега выступал любой ежедневно носимый ремень и каждый препоясывающийся по своей вере наделял его силой оберега. Поясом пользовались при заговорах о сохранении здоровья. С помощью пояса стремились изгнать болезнь или передать ее. В каноническом индуистском сборнике «Атхарваведа» (I тыс. до н. э.) есть заговор на долгую жизнь, обращенный к поясу: «О пояс, вложи в нас мысль, мудрость!.. Обними ты меня на долголетие, о пояс!». На Руси больному лихорадкой советовали пойти в лес, найти осину, поклониться ей и сказать: «Осина, осина, возьми мою трясину, дай мне леготу», и перевязать ее своим поясом. Согласно народным поверьям с помощью пояса, как магическим кругом, можно было оградить себя от нечистой силы. По русскому народному поверью, подпоясанного человека «бес боится, и леший в лесу не заведет», поэтому, отправляясь в путь, мастеровой или купец обязательно надевал пояс. В России XVIII века имели хождение простонародные медицинские книги. В одной из них написано: «А от всех колдунов и от всякой порчи носят на голом теле пояс вязаный. И при этом талисмане не может действовать никакое колдовство». В Полесье (Житомирщина) полагали, что ведьм можно ловить, как арканом, с помощью освященного пояса. Красный пояс, подаренный женой мужу, охранял его от сглаза, наговора и приворотов других женщин. В XIX веке в Шенкурском уезде Архангельской губернии считалось, что пояс способен защитить вдову от домогательств нечистой силы, которая захочет ее посетить в облике покойного мужа. У народностей Амура недавно овдовевшая женщина носила пояс из рыболовной сети с тем, чтобы оградить себя от злого духа, принесшего смерть ее мужу. В Коми, когда в дом заходил посторонний мужчина, все мальчики должны были быть препоясанными. Если же кто-либо из них оказывался без пояса, то сразу же после ухода посетителя мать ребенка осуществляла очистительные ритуалы. В народных традициях разных стран с помощью пояса устанавливали границу между своим и чужим и символически притягивали добро к дому. В Белоруссии глава семьи проходил в новый дом первым, а затем втягивал за пояс всех остальных. В коми-зырянской загадке надевание пояса сравнивается с возведением укреплений вокруг городища: «...встретимся [два конца пояса] и срубим город». В Центральной России считалось, что с помощью пояса можно «привязать» скотину ко двору. Во Владимирской губернии новокупленную скотину проводили через опояску, постланную у ворот, приговаривая: «Забывай старого хозяина, привыкай к новому!». В южнорусских деревнях при первом выгоне скота пояс расстилали перед порогом хлева или воротами двора, дабы животные благополучно вернулись домой. С этой же целью пояс привязывали к рогам коровы или клали пастухам в сумку. Хозяева с волнением следили, чтобы при выходе корова «не уволокла ногами» пояс, поскольку это сулило несчастье по дороге на пастбище. На Русском Севере накануне первого выгона скота хозяйка плела из трех льняных ниток пояс, нашептывая: «Как этот плетешок плетется, так милая скотинка плетись на свой двор из следа в след, из шага в шаг. Нигде не заблуждайся, ни в темных лесах, ни в зеленых лугах, ни в чистых полях...». Этот пояс хозяйка носила до самого выгона скота. Накануне она снимала его с себя и закапывала у выхода со двора со словами: «Коль крепко и плотно пояс вокруг меня держался, так крепко коровка круг двора держись». Некоторые обрядовые действия с поясом были направлены на стимулирование мужской и женской плодовитости и на защиту беременной женщины. Согласно Сербскому списку XV века лыковым поясом лечились от мужского бесплодия. Русский обычай опоясываться травами на Юрьев день ради беременности имел, по всей вероятности, глубокие языческие корни. Заменой какого-то дохристианского обряда стал обычай, согласно которому бездетные русские женщины в надежде забеременеть носили при себе кусок пояса священника. Православные сербки из Призрена и его окрестностей опоясывали старые церкви шерстяной ниткой, из которой они потом плели пояс и надевали на себя, чтобы забеременеть. Сербки-мусульманки также использовали этот обряд, только первоначально они опоясывали шерстяной нитью мавзолей шейха Гусейна в Призрене. При беременности женщины-коми начинали носить пояс своего мужа, считая его более сильным оберегом, чем свой. Им не рекомендовалось снимать пояс даже на ночь, чтобы не снились кошмары («не давил домовой»). Пояс был необходим как при жизни, так и после смерти. Считалось, что и в потустороннем мире человеку надлежало быть препоясанным. Поэтому пояс включали в комплект смертной одежды и в разных местах по-разному использовали в траурных ритуалах. В большинстве губерний России, когда хоронили умершего, пояс расстегивали, чтобы не мешать душе окончательно покинуть тело. Согласно поверью если не сделать этого, то мертвый не обретал покоя. В ряде губерний России пояс на покойном завязывали на один узел, в особенности если муж или жена покойного надеялись повторно вступить в брак. В России, когда гроб выносили со двора, ворота завязывали поясом, чтобы оградить дом от повторных смертей. Лошадь, везущую гроб на кладбище, вели не за поводья, а за пояс. В Белоруссии во время похорон хозяина дома по выносу его тела со двора ворота завязывали красным поясом для того, чтобы вслед за хозяином не пошел мор на домашний скот. На Украине при проводах умершего из хаты родственники нередко завязывали поясом ворота, «чтобы больше покойников не было». В южной Македонии поясом из шелковых нитей опоясывалась талия покойника, что защищало от исхода сил из семьи умершего.
|
Кру, тебе пояс-оберег нужен.
|