Закон №83ФЗ вводит новое разделение бюджетных учреждений в стране и предполагает радикальные изменения в финансировании таких организаций, как школы, детские сады, больницы и др. Согласно документу, все государственные и муниципальные бюджетные организации разделяются на 3 типа - казенные, автономные и бюджетные. Казенные учреждения - государственные (муниципальные) учреждения нового типа, которые будут перечислять все доходы, полученные от приносящей доходы деятельности, в бюджет. При этом оно будет отвечать по своим обязательствам только находящимися в его распоряжении денежными средствами, полученными в рамках сметного финансирования. Перечень таких учреждений будет ограничен. В их число войдут разнообразные военные ведомства, следственные изоляторы, исправительные учреждения, психиатрические больницы, лепрозории, противопожарная, миграционная и таможенная службы, ФСБ и т.д. Автономное учреждение избавляется от необходимости отчитываться перед государством по заработанным средствам, а также получает право распоряжаться всем своим имуществом, за исключением особо ценного. При этом государство избавляется от ответственности за него. Новые бюджетные учреждения будут финансироваться на основе государственного задания в форме субсидии, а заключать крупные сделки смогут только с согласия учредителя (государства или региональной власти, муниципалитета). Бюджетное учреждение не будет иметь права открывать счета вне казначейской системы. Порядок ведения бухгалтерского учета в таких организациях будет устанавливаться Минфином России. Закон также лишает их права распоряжения недвижимым или особо ценным движимым имуществом, а также тем имуществом, которое было приобретено за счет средств, выделенных учредителем на покупку такого имущества. Предполагается, что к бюджетным учреждениям будут отнесены медучреждения, школы, музеи, театры и т.д, сообщает РБК. Государство гарантирует полное финансирование образовательных учреждений и бесплатное образование в рамках государственного стандарта. Государственные и муниципальные школы, как и раньше, будут получать бюджетное финансирование на реализацию государственного стандарта в полном объёме в соответствии с государственным (муниципальным) заданием. Принятие закона позволяет образовательным учреждениям более эффективно организовать расходование средств. Теперь они смогут открыть счёт в банке и получать все необходимые платежи именно на него. Для образовательных учреждений государственное (муниципальное) задание формируется с учётом количества учеников, которые в нём учатся, и образовательной программы общеобразовательного учреждения. Закон предусматривает персональную ответственность руководителей за качество работы, за порядок и эффективность использования финансовых средств.
В рамках государственных образовательных стандартов предусмотрено финансирование за счёт бюджета основной образовательной программы, включающей все обязательные школьные предметы: русский язык, литература (литературное чтение), математика, физика, химия, биология, история, обществознание (включая экономику и право), искусство (музыка, ИЗО, МХК), технология (труд), физическая культура, география, природоведение (окружающий мир), иностранный язык, родной (нерусский) язык и литература, информатика и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности. Государственные задания в сфере образования формируются на основе федеральных стандартов и базисного учебного плана общего образования, в которых устанавливается как количество обязательных предметов, так и количество обязательных часов на каждый предмет. Весь этот объем будет бесплатным и полностью покрываться государственным заданием. Если родители захотят, чтобы их ребенок сверх госзадания и базисного учебного плана, к примеру, в 7-м классе получал не 2 урока физики в неделю (в соответствии с Госстандартом и базисным учебным планом), а 3 или 4, такую возможность школа может предоставить им платно, но во внеурочное время и не в ущерб выполнению госзадания. Порядок определения платы за такие дополнительные услуги должен устанавливать учредитель (региональный или муниципальный орган управления образованием). Госзадание для бюджетного учреждения должно содержать, в том числе: • предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг в случаях, если законодательством предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен и тарифов (ст. 69.2 БК РФ) • бюджетное учреждение вправе оказывать платные услуги только сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в рамках госзадания, если это прямо установлено в федеральном законе, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях (ст. 9.2 Закона "О некоммерческих организациях"). В случае выявления формальных нарушений норм Закона надо обращаться в прокуратуру, а в случаях, когда качество бесплатного образования, по мнению родителей, страдает от "платных" уроков, - в министерство образования.
У образовательных учреждений в следующем году появится выбор: перейти в статус автономных, так называемых бюджетных учреждений нового типа либо казенных. Для финансирования первых двух из бюджетов предусмотрены субсидии, которые выделяются под конкретные госзадания. Кроме того, у них есть право оказывать платные услуги. Субсидии под госзадание в отличие от нынешнего финансирования по смете дают руководителям учреждений больше свободы. Появляется возможность самим решать, сколько денег направить на оплату труда, на коммунальные расходы, на учебные расходы, а не следовать строго смете, даже если какие-то ее статьи оказались уже неактуальными. Но при новом порядке учредители обязаны строго следить, чтобы госзадание неукоснительно выполнялось. В этом как раз залог того, что бесплатные услуги школ и вузов, не будут сокращаться. Именно они и составляют основу госзадания. Кроме того, бюджетные учреждения остаются в казначейской системе исполнения бюджета. И казначейство, несомненно, тоже будет осуществлять контроль за расходованием их средств. И, что особенно важно, ни бюджетные, ни автономные учреждения не могут быть признаны банкротами. Их имущество независимо от статуса остается в государственной или муниципальной собственности. Оно передается учреждениям на праве оперативного управления. У автономных учреждений самостоятельности больше, чем у бюджетных учреждений. Они могут открывать счета в коммерческих банках. Но контроль предусмотрен и здесь. Для автономных учреждений формируются дополнительные коллегиальные органы общественно-государственного управления - наблюдательные советы. Ключевые функции наблюдательного совета - контрольные. Финансовое обеспечение выполнение госзадания бюджетным учреждением осуществляется в форме субсидии на госзадание с учетом расходов на содержание имущества (п. 6 ст. 9.2 Закона "О некоммерческих организациях"). Главный распорядитель бюджетных средств может также предусмотреть субсидии на иные цели и бюджетные инвестиции (ст. 78.1 и 79 БК РФ). Первоначальные нормативы затрат на оказание бюджетным учреждением услуг физическим или юридическим лицам определяются федеральным органом исполнительной власти в отношении подведомственных ему учреждений исходя из размера бюджетных ассигнований, выделенных бюджетному учреждению в 2010 году (п. 8 ст.31 83-ФЗ). При сохранении объема оказанных учреждением услуг размер финансирования учреждения из бюджета не уменьшится, изменится лишь способ доведения денег – не по смете, а через субсидию на госзадание. Кроме того, уменьшение объема субсидии на госзадание в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении госзадания (п. 3 ст. 9.2 Закона "О некоммерческих организациях"). Финансовое обеспечение выполнения госзадания осуществляется путем предоставления субсидии на его выполнение. Госзадание устанавливает показатели эффективности, объема, категории получателей госуслуги и результаты от оказания услуг, таким образом устанавливается связь между финансовым обеспечением учреждения и качеством (результатом) его работы. Не использованные до конца финансового года остатки субсидий, предоставленных бюджетному учреждению на выполнение госзадания, остаются в распоряжении бюджетного учреждения (п. 10 ст. 19 Закона № 83-ФЗ). Что касается третьего типа бюджетных учреждений - казенных, работающих в сфере безопасности, обороны и правоохранительной деятельности, то для них все остается по-старому. Они будут финансироваться по смете. Это достаточно жесткая форма, полностью контролируемая учредителем. Автономные учреждения могут открывать счета в коммерческих банках. Но контроль предусмотрен и здесь. Для автономных учреждений формируются дополнительные коллегиальные органы общественно-государственного управления - наблюдательные советы. Это очень компактный орган - от 5 до 11 человек. В него входят представители учредителя, комитетов по управлению имуществом, заинтересованной общественности, трудового коллектива (в новом законе может входить и руководитель учреждения, но с правом совещательного голоса). В отличие от попечительского совета здесь заданы четкие пропорции. Не менее трети состава - от власти, не более трети - от самого учреждения и остальные - от общественности. Ключевые функции наблюдательного совета - контрольные.
С законодательной базой всё. Но без неё разговор беспредметный. Да и знать, где нарушен закон необходимо! Давайте попробуем понять, за что с нас требуют оплату и куда эти деньги уходят! |