Выступление в Госдуме депутата О.Смолина(выдержка)
"Мы крайне встревожены тем, как идёт подготовка т.н. интегрированного закона «Об образовании». Образовательное сообщество об этом, как всегда, почти ничего не знает. А между тем, в тех вариантах закона, которые доступны нашим экспертам, предлагается ликвидировать: начальное профессиональное образование как особый уровень;
возможность подготовки специалистов в вузах (оставить предлагают только бакалавров и магистров);
систему двух степеней (кандидатской и докторской) для подготовки кадров высшей квалификации;
льготы для инвалидов при поступлении в профессиональные учебные заведения.
В этом законопроекте есть ещё масса «чудес», вызывающих тревогу, недоумение, смех и возмущение гражданского общества.
Мы требуем немедленного опубликования законопроекта для его всенародного обсуждения. Время для такого обсуждения должно быть установлено не менее чем в полгода. В противном случае мы будем призывать к акциям протеста 1 сентября.
Мы крайне встревожены и возмущены принятием Закона об автономных, бюджетных и казённых организациях, который получил в народе прозвище закона об АУ, БУ и КУ. Последствия принятия такого закона легко прогнозируются.
1. Как признают многие руководители профильных думских комитетов - представители правящей партии, закон фактически превращает бюджетные учреждения из некоммерческих организаций в коммерческие. Иначе говоря, в настоящее время главной задачей таких учреждений является предоставление людям социальных благ, а после вступления закона в силу главным станет зарабатывание денег. Между прочим, ещё М. Вебер предупреждал: принципы работы организаций в сфере бизнеса и в государственном секторе по определению совершенно различны. Однако отечественный Минфин и другие ведомства экономического блока великого социолога и экономиста М. Вебера, конечно, не изучали. Иначе не стали бы постоянно пытаться превращать бюджетную сферу в разновидность бизнеса. Понятно, что в результате такого превращения качество т.н. услуг в образовании, медицине и культуре ещё более упадёт.
2. Бюджетные учреждения, вынужденные любыми путями зарабатывать деньги, будут делать это прежде всего за счёт карманов граждан. Другими словами, закон приведёт к вытеснению бюджетного образования, медицины и культуры платными услугами. Между тем, с точки зрения такого вытеснения, Россия и в настоящее время «догнала и перегнала» большинство развитых стран.
Напомню, например, что 25 лет назад 100% студентов в Советском Союзе учились за счёт бюджета, а в настоящее время таких лишь треть. Для сравнения: более 90% студентов в Германии и более 80% студентов во Франции учатся за счёт бюджета. В странах же с либеральной моделью экономики (Великобритания, США) существует развитая система льготного образовательного кредитования, какой в России до сих пор нет. Отечественное правительство лишь проводит по этому поводу эксперимент, выделив на него менее 800 млн. рублей. Однако, по нашим оценкам, в льготном кредите или беспроцентной субсидии нуждается каждый третий «внебюджетный» студент в стране. И на обеспечение этих субсидий требуется около 85 млрд. рублей в год. Другими словами, на образовательное кредитование в настоящее время выделено менее 1% бюджетных денег от потребности.
3. Поскольку новый закон предполагает финансирование учреждений путём предоставления им государственных заданий, поскольку именно государственные чиновники будут определять, кому давать такие задания и в каком объёме, а кого их лишить, есть все основания ожидать, что закон приведёт к росту коррупции в стране. Между прочим, в одном из международных рейтингов Россия и без того занимает 147 место по уровню коррупции, а технология решения подобных вопросов чиновниками хорошо известна: «распил» плюс «откат».
4. Т.н. государственные задания, которые вводятся новым законом, представляют собой прекрасное средство для «реструктуризации» бюджетных учреждений: выдал задание - учреждение живёт, не выдал - закрылось. Следовательно, есть все основания ожидать массового закрытия школ, больниц, учреждений культуры, причём не только на селе, где уже ликвидировано 13 тыс. школ, но и в городе, где подобное закрытие обычно стимулируется желанием «расчистить» земельный участок для строительства элитного жилья или новых офисов. Какое количество учреждений из общего числа более 350 тыс. будет ликвидировано, точно сказать невозможно. Однако очевидно, что процесс этот ускорится.
5. Ликвидация учреждений приведёт, естественно, к значительной безработице среди интеллигенции и работников бюджетной сферы вообще. Кстати, зарплата многих из них сравнима с пособием по безработице. Поэтому Минфин выиграет мало, а страна потеряет многое.
6. Вследствие всех перечисленных причин закон приведёт к росту социального напряжения в обществе. Поскольку действие закона обнаружится не сразу, это напряжение вряд ли проявится взрывным образом, как это было после принятия закона о «монетизации», но, скорее, будет накапливаться постепенно, создавая потенциальные и трудно прогнозируемые угрозы.
7. Есть все основания полагать, что новый закон приведёт к дальнейшему ухудшению показателей России в международных рейтингах человеческого потенциала. А это ставит под сомнение любые программы модернизации страны."
|