Самый тяжкий грех – самооправдание, ибо он не допускает покаяния. В секулярном обществе самооправдание уже считает излишним, философия секуляризма – каждый имеет право определять круг своих прав, истина - относительна, мнение каждого считается не просто верным, а единственно возможным. Как сказал Патриарх Кирилл: "Плюрализм мнений означает: верь, во что хочешь, делай, что хочешь, ты являешься автономным в решении любых, касающихся тебя вопросов. Ты - мерило добра и зла. Страшная эпоха, но ведь она откладывает отпечаток и на научное сообщество".
Мы видим, в каком тупике оказалось человечество. Перед лицом возрастающего зла, о котором люди уже не могут адекватно мыслить, обнаруживается запрет обращаться к идеализированному добру. Однако сама мысль о зле возможна, и более того, зло может быть понято только в свете добра. Вот центральный вопрос, на который мы должны ответить: как можем мы мыслить о добре, если добро уже не является нашим идеалом? И что будет с человечеством, с такой беззаботностью шагающим в разверзающуюся перед ним бездну?
Повторимся, зло становится все более организованным. То, что, было в минувшем веке – большевизм и нацизм, - только прелюдия. Благодаря новейшим техническим средствам зло может сразу войти во все дома в любое мгновение с любым непотребством. И все более открытым, потому что осознает свою силу и безнаказанность. Оно становится все более обыденным, уже привычным и все меньше встречает сопротивление, хотя, казалось бы, должно быть наоборот.
Запад, льстя себе тем, что покончил с религией, не замечает идолов, которые насаждает и которым поклоняется – деньги, успех, наслаждение, самоугождение. Но как ни странно, ни одно серьезное размышление о будущем человечества, не может обойтись без того, что политологи и публицисты стыдливо называют «религиозным фактором». Религия уже не может восприниматься как красивый пережиток примитивного мышления. Тем более, она не может более изображаться как ужас, от которого нужно избавится любой ценной. Она - перед нами, перед современным обществом. Вне зависимости от того, находимся ли мы вне или внутри нее, она неотъемлемое обстоятельство, нашего будущего. Хотим мы или нет, мы вынуждены осмыслить (или переосмыслить) этот «религиозный фактор» и подумать о месте, которое подобает ей занять в непредсказуемом мире. Зло все более возрастает в мире и будет возрастать. Однако заблуждение думать, что это освобождает нас от главного выбора или делает этот выбор как бы независящим от нас.
Необходима воля к сопротивлению. Великая ложь нашего времени заключается в том, чтобы исходя из необратимых перемен, происходящих на наших глазах, демонизировать всякую волю к сопротивлению. Это не просто ложь, это безумие.
То, что мы отстаиваем, есть безмерное достоинство человека, которое заключается в его свободном выборе. Этот выбор возвращает нас к ответственности, которую никакая наука, никакая техника, никакая механическая или генетическая фатальность не могут упразднить. Человеческое в человеке существует, потому что вопреки всему мы хотим остаться людьми.
|