Lost_Stranger
автофорумцы

|
В силу неутихающей дискусии считаю себя обязаным ознакомить всех присутствующих со следующим документом:
QUOTE | Опасность креационизма для образования Резолюция № 1580 (2007) Парламентской ассамблеи Совета Европы (Перевод с английского Наталии Барановой) 1. Настоящая резолюция не борется против веры - право на свободу вероисповедания этого не допускает. Её цель - предо-стеречь от определенной тенденции подменить науку веровани¬ем. Необходимо отделять веру от науки. Они не находятся в антагонистических отношениях и могут сосуществовать. Не сто¬ит противопоставлять науку вере, но и нельзя допускать, чтобы вера противопоставляла себя науке. 2. Некоторым людям Творение как предмет религиозной ве¬ры дает смысл существования. Тем не менее Парламентская ассамблея обеспокоена возможностью нездоровых последствий распространения идей креационизма в рамках наших образова-тельных систем и последствиями этого распространения для наших демократических государств. Если мы не примем необхо-димых мер, креационизм может стать угрозой правам человека, имеющим для Совета Европы ключевое значение. 3. Креационизм, возникший как отрицание эволюции челове¬чества в ходе естественного отбора, на протяжении длительного периода времени был почти исключительно американским фено¬меном. Сегодня идеи креационизма прокладывают себе дорогу в Европе, и их распространение всецело охватило некоторые госу¬дарства - члены Совета Европы. 4. Главная мишень современных креационистов, большин¬ство из которых исповедуют христианство или ислам, - образо¬вание. Они пытаются сделать всё возможное для того, чтобы их идеи были включены в школьную образовательную программу. Однако креационизм не может претендовать на то, чтобы быть научной дисциплиной. 5. Креационисты ставят под сомнение научный характер определенных областей знания и утверждают, что эволюционная теория является лишь одной из интерпретаций наряду с другими. Они обвиняют ученых в том, что те не предъявляют достаточно очевидных доказательств обоснования научности эволюционной теории. Напротив, креационисты отстаивают в качестве научных свои утверждения, ни одно из которых не выдерживает объек¬тивного анализа. 6. Мы являемся свидетелями распространения образа мыш¬ления, который бросает вызов надежно установленным знаниям о природе, эволюции, нашем происхождении и нашем месте во Вселенной. 7. Существует реальная угроза путаницы в головах учени¬ков между тем, что относится к убеждениям, верованиям и разно¬го рода идеалам, и тем, с чем имеет дело наука. Установка «все вещи равны» может казаться привлекательной и толерантной, но в действительности является опасной. 8. Креационизм внутренне противоречив. Теория «разум¬ного замысла» (intelligent design), являющаяся новейшей, усовер-шенствованной версией креационизма, допускает определенную степень эволюции. Однако теория «разумного замысла», представленная в более утонченной форме, стремится пред¬ставить свой подход в качестве научного, и в этом состоит её опасность. 9. Ассамблея постоянно настаивает на первостепенной важ¬ности науки. Наука сделала возможными значительные достиже-ния в сфере жизнедеятельности и условий труда и является важ¬ным фактором экономического, технологического и социально¬го развития. Теория эволюции не имеет никакого отношения к божественному откровению и основывается на фактах. 10. Креационизм утверждает, что он основывается на науч¬ной строгости. В действительности же креационисты оперируют тремя типами утверждений: чисто догматическими, заведомо искаженным цитированием научных положений, порой иллюст-рируемых удивительными фотографиями, мнениями более или менее известных ученых, большинство из которых не являются специалистами в данной области. С помощью этих приемов креационисты пытаются привлечь к себе внимание несведущих в науке людей и породить сомнение и путаницу в их головах. 11. Эволюционная теория имеет отношение не только к эво¬люции человечества и популяциям. Её отрицание может привес¬ти к серьезным негативным последствиям для развития наших обществ. Достижения в области медицины, имеющие своей целью борьбу с инфекционными заболеваниями, такими как СПИД, невозможны, если отрицать принципы эволюции. Без по¬нимания механизма эволюции мы не можем адекватно оценить те риски, которые повлекут за собой уменьшение биологическо¬го разнообразия и климатические изменения. 12. Наш современный мир имеет долгую историю, важной частью которой является развитие науки и технологий. Однако научный подход до сих пор не осмыслен до конца, и это способ¬ствует развитию всевозможных видов фундаментализма и экс-тремизма. Тотальное отрицание науки - определенно одна из самых серьезных угроз правам человека и гражданским правам. 13. Война против теории эволюции и её сторонников чаще всего принимает формы религиозного экстремизма, который связан с экстремистскими праворадикальными движениями. Креационистские движения заключают в себе реальную полити¬ческую силу. Фактом является то, что некоторые защитники креационизма готовы заменить демократию теократией. 14. Все ведущие представители главных монотеистических религий занимают более сдержанную позицию. Папа Бенедикт XVI, к примеру, как и его предшественник Папа Иоанн Павел II, сегодня превозносит роль науки в эволюции человечества и при-знает, что теория эволюции - «больше, чем просто гипотеза». 15. Преподавание эволюционизма как фундаментальной на¬учной теории - ключевой момент для будущего наших обществ и демократических государств. В силу этого эволюционная тео¬рия должна занимать центральное место в учебном плане и осо¬бенно в программе преподавания научных дисциплин, поскольку, подобно любой другой научной теории, она способна выдержать тщательную научную проверку. Эволюцию можно видеть везде ¬от чрезмерного использования антибиотиков, что способствует появлению устойчивых к ним бактерий, до сельскохозяйственно¬го злоупотребления пестицидами, что влечет за собой мутации насекомых, на которых пестициды уже не оказывают никакого воздействия. 16. Совет Европы придает большое значение важности пре¬подавания культуры и религии. Во имя свободы слова и личных убеждений, идеи креационизма, как и всякое другое теологиче¬ское положение, вполне могут быть представлены в качестве до-полнения к культурному и религиозному образованию, но они не могут претендовать на признание их научными. 17. Наука воспитывает в нас строгость мышления. Она не стремится объяснить, «почему вещи существуют», но дает нам понимание того, как они существуют. 18. Исследование роста влияния креационизма показывает, что спор между креационизмом и эволюционизмом выходит да-леко за рамки интеллектуальной полемики. Если мы не предпри¬мем необходимых мер, ценности, являющиеся ключевыми для Совета Европы, окажутся под непосредственной угрозой со сто¬роны креационистских фундаменталистов. Одна из задач парла-ментариев Совета Европы заключается в том, чтобы реагиро¬вать до того, как будет слишком поздно. 19. Парламентская ассамблея настоятельно призывает госу¬дарства - члены Совета Европы, и в особенности руководителей в сфере образования, к следующему: 19.1. Защищать и продвигать вперед научное знание. 19.2. Укреплять изучение основ науки, её истории, эпистемо¬логии и методологии, наряду с изучением объективного научно¬го знания. 19.3. Делать науку понятнее и привлекательнее, показывать её связь с реальностями современного мира. 19.4. Твердо противостоять преподаванию креационизма как дисциплины, имеющей такой же научный статус, что и теория эволюции, и в целом не допускать презентации креационистских идей в какой-либо дисциплине, не являющейся религиозной. 19.5. Продвигать преподавание эволюционизма как фундамен¬тальной научной теории в рамках школьной учебной программы. 20. Ассамблея приветствует тот факт, что 27 академий наук государств - членов Совета Европы в июне 2006 г. Подписали Декларацию о преподавании эволюционизма, и призывает все государства, которые до сих пор этого не сделали, также подписать данную Декларацию.
|
|
|
|