5 апреля 2007 исполнилось 30 лет с начала производства автомобилей LADA 4х4 («Нива»). За всю историю отечественного автопрома было всего несколько случаев создания серийных автомобилей, соответствовавших на момент выпуска последнему писку тогдашней моды. К таким можно причислить Победу, двадцать первую Волгу и, конечно же, Ниву. Ведь эта машина интересна еще и тем, что стала родоначальником ныне сверхпопулярного во всем мире класса городских вседорожников, многим из которых до проходимости Нивы как до Луны пешком.
Тогда в начале 70-х - примененные в этом автомобиле технические решения выглядели, чуть ли не авангардными. Блокируемый межосевой дифференциал в раздатке. Это по тем временам - передовое решение, применявшееся на Рэйндж-Роверах и эксклюзивных гран-туризмо ДженсенФФ. Также впервые в отечественном автомобилестроении на Ниве в качестве шарниров равных угловых скоростей были применены шариковые шарниры типа Рцеппа-БирфильДА. Но список нестандартных технических решений этим не ограничивался, была еще оригинальная передняя независимая подвеска, двухконтурная тормозная система и, конечно же, главная фишка Нивы несущий кузов. Конечно, несущий кузов на автомобилях повышенной проходимости уже применялся как в СССР (ГАЗ 72, Москвич 410), так и за рубежом (Остин Чамп, Форд М151), но Нива стала первым в мире по-настоящему успешным автомобилем с таким типом кузова. Отдельного упоминания заслуживает дизайн Нивы. В.Семушкину ведущему дизайнеру - удалось создать запоминающийся и нестареющий облик. Даже сейчас хорошо покрашенная Нива выглядит скорее классикой, но никак не анахронизмом.
Прежде чем встать на производство, «Нива» успешно прошла комплекс дорожных испытаний в горах, в песках Средней Азии и на Севере. Проходимость, надёжность и приспособленность ко всем климатическим зонам стали залогом популярности вазовского вездехода. Этот автомобиль побывал и на Северном полюсе, и проработал много лет в Антарктиде. Сегодня на шестом континенте установлен большой щит с надписью «Нива — лучший автомобиль Антарктиды». Дело в том, что однажды в сильный мороз и метель только благодаря «Ниве» был доставлен к врачам аргентинский полярник с аппендицитом, и это спасло ему жизнь. С тех пор вазовский испытатель Николай Макеев, который и был за рулём «Нивы», имеет эксклюзивное право на въезд в Аргентину без визы. И это, конечно, не последний повод, чтобы создатели «Нивы» гордились этой разработкой. Вазовский внедорожник стал единственным российским легковым автомобилем, который официально поставлялся в Японию. Трудно назвать страну, где не продавались бы Нивы, и везде, от Новой Зеландии до Канады, эти машины пользовались спросом и авторитетом. По сроку производства на главном конвейере «Нива» уже обошла легендарные Ситроен 2CV и Рено 4.
Вот краткая биография достижений Нивы:
1970 год, лето. Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин предложил создать автомобиль, подобный «Жигулям», но повышенной проходимости.
1972 год. Создан первый опытный образец Э-2121, назван испытателями «Крокодилом».
1973 год. Автомобиль приобрел имя «Нива».
1974 год. Госиспытания: пробег по Предуралью и Уралу (4000 км),
по Средней Азии (13 000 км), экзамен на Дмитровском полигоне и на грунтовых дорогах (16 000 км).
1975 год, 31 июля. Подписан приказ Минавтопрома о постановке на производство новой модели — автомобиля повышенной проходимости ВАЗ-2121 «Нива».
1976 год, январь. С конвейера сошли первые 50 автомобилей, собранные по «обходной технологии» к XXV съезду КПСС.
1977 год, 5 апреля. Начался серийный выпуск автомобилей «Нива».
1978 год, сентябрь. Дебют «Нивы» в автоспорте — на чемпионате СССР по автокроссу.
1980—1981 годы. «Нива» — серебряный призер чемпионата Союза по автокроссу, золотой призер в ралли-рейдах «Тунис—Париж» и «Алжир».
1982 год. Серебряный призер в ралли-рейде «Париж—Дакар»,
первое место в ралли-рейдах «Алжир» и «Ралли фараонов».
1983 год. «Нива» — победитель чемпионата Союза по автокроссу.
«Серебро» «Дакара», первые места в ралли «Алжир» и «Ралли фараонов».
1984 год. Победа в ралли «Алжир», а на «Ралли фараонов» весь пьедестал принадлежал «Ниве».
1985 год. Создание экспериментальной военной модификации — автомобиля-амфибии «Река».
1986 год. Победа в «Вин-сафари» в Австралии.
1994 год. Участие в научно-спортивно-технической экспедиции «Транс-Гималаи-96» (15 000 км) по России, Казахстану, Китаю, Непалу и Индии.
1999 год. Экспедиция «Тибет-99», взята высота в Гималаях — 5726 метров над уровнем моря, покорение горы Эверест — 5200 метров.
1999 год, апрель. Покорение Северного полюса на автомобиле
«МАРШ-1922».
2005 год. Намеченное прекращение производства «Нивы» не состоялось.
2006 год. АВТОВАЗ изготовил более 30 тысяч трехдверных и свыше 11 тысяч пятидверных внедорожников LADA 4X4.
2007 год. Запланировано увеличение производства почти 40 тысяч трехдверных и 5 тысяч пятидверных внедорожников LADA 4X4.
2007 год, 7 января. Стартовал автопробег «Русский прорыв». Общая протяженность — свыше 20 тысяч километров по маршруту Москва—Париж—Дакар—Джибути. В нем принимали участие два автомобиля на базе LADA 4x4: модификация «скорая помощь», пикап LADA 2329 и Chevrolet Niva.
За 30 лет АВТОВАЗ и его партнеры изготовили более 1,8 миллиона автомобилей семейства LADA 4х4. Сегодня легендарный внедорожник продолжает пользоваться спросом как на российском, так и на зарубежном рынках.
И даже сейчас ВАЗовские конструкторы (манагеров ВАЗа тут обсуждать не будем) не стоят на месте.
В 2009 году началось производство модернизированной «Нивы». Итак, что изменилось в «Ниве», точнее в Lada 4x4, которой 6 апреля исполнилось 32 года? Дизайн останется практически таким же. Разве что передние подфарники станут чуть больше, увеличатся в размерах наружные зеркала заднего вида, которые, кстати, можно будет регулировать прямо из салона.
Что касается внутренностей, то здесь тоже не стоит ждать революции. Старая передняя панель никуда не денется. А жаль. Зато появится новая комбинация приборов от автомобилей проекта «Самара 2». Она будет иметь помимо основных шкал еще часы, вольтметр и указатель температуры воздуха на улице. По словам журналистов, которым уже удалось прокатиться на обновленной «Ниве», информация с новых приборов читается гораздо лучше, чем раньше, да и угловатый козырек неплохо прикрывает от солнца.
Изменилась конструкция заднего кресла. Теперь оно складывается по-другому: сначала нужно поднять подушку, а затем опустить спинку. Благодаря этому объем багажника немного вырос. Кроме того, изменился и угол наклона самой спинки, что позволит пассажирам лучше себя чувствовать на втором ряду кресел. Но главное, пожалуй, в другом. Впервые на «Ниве» появилось крепление детских сидений ISO FIX.
Если дизайн Lada 4x4 M не слишком сильно отличается от старой машины, то ее поведение на дороге улучшилось кардинально. Первые тесты показали, что гораздо лучше стало работать сцепление – усилие на педали стало заметно меньше, сократился и ход.
Лучше стали работать тормоза. Они тоже прибавили в информативности: появился вакуумный усилитель от Lada Kalina и новый главный тормозной цилиндр. Имеются и другие важные изменения. Например, модернизированная Lada 4x4 стала заметно тише, исчез «фирменный» гул трансмиссии, который появлялся на скорости 90-100 км/ч, в салон стало проникать заметно меньше вибраций. Это стало возможным благодаря установке дополнительной шумоизоляции моторного отсека, изменению опор двигателя, появлению карданных валов со ШРУСами.
Другой стала кинематика передней подвески, увеличился угол продольного наклона шкворня, появились сайлент-блоки увеличенной размерности. Сзади амортизаторы теперь устанавливаются вертикально, а продольные штанги крепятся под небольшим углом к оси автомобиля и воспринимают не только продольные, но и боковые нагрузки.
В результате Lada 4x4 M стала лучше держать дорогу. Исчезли привычные рысканья на высокой скорости, «комфортная» скорость движения по шоссе заметно выросла, да и в повороты модернизированный автомобиль заходит лучше.
(IMG:
http://www.i-mash.ru/uploads/posts/2009-09/1253693980_lada.jpg)