Спешл для Сант:
Про Автоваз ............Средний возраст рабочих - 27,5 лет, почти половина работающих на конвейере - женщины. Каждый рабочий выполняет одну и ту же операцию сотни раз в день. "Да, работа монотонная, - соглашается начальник производства Сергей Радченко, проработавший здесь 36 лет, - но есть возможность быстро стать мастером".
Конвейер идет без остановки, скорость - пять "Калин" в минуту, 425 машин в сутки, 120 тысяч в год. Рабочие заняты делом. Два оборота ключом на восемь, дверь, если не закрывается, нежно подбивают киянкой, если сама открывается - заклеивают скотчем. На главном конвейере, где собирают "Ладу-Приору", "Ладу-Самару" и классику, много рабочих суббот, гонят продукцию - 800 машин в сутки.
Над входом на главный конвейер лозунг: "Качество создается процессом, а не контролем". Что имеется в виду, не совсем ясно, но 20 процентов машин уходит на доработку. Главная беда - некачественные комплектующие, поставляемые субподрядчиками "АВТОВАЗа", объясняет Сергей Радченко. Создатели завода планировали производить максимум комплектующих здесь, отсюда и огромные площади завода, своя литейка, инструментальный цех и так далее - все это позволяло экономить на доставке. Но такой подход в условиях рынка себя не оправдал, завод получился слишком многопрофильным и "тяжелым", из-за чего сейчас и страдает. Поэтому "Калину" собирают из деталей, изготовленных полутора тысячами субподрядчиков. Однако система контроля за ними оставляет желать лучшего. На выезде с завода военизированная охрана, упитанные тетки с автоматами, проверяют все без исключения машины. "Воруют, говорят, меньше, однако дешевых запчастей в городе навалом. Откуда берутся, непонятно", - недоумевает таксист Саша. Когда на завод пришел "Рособоронэкспорт", вспоминает один из рабочих, вокруг завода поставили бригаду ОМОН с бронетранспортерами, чтобы пресечь воровство. Через месяц бригаду пришлось менять, слишком легко она нашла общий язык с несунами. "Мы даем 7 лет гарантии от сквозной коррозии кузова у новой машины класса С, - говорит главный дизайнер Евгений Лобанов. В нем 22 процента высокопрочных сталей, тогда как у зарубежных конкурентов примерно 50 процентов".
..............проектирование и запуск "Калины" стоили около 500 миллионов долларов.
Что будет, когда за дело возмется Renаult, на заводе пока не берутся даже гадать. "Приезжали французы, посмотрели производство "Лады-Приоры", долго шептались, морщили лбы и уехали без обеда", - рассказывает Виктор Жук. По его мнению, возможно высвободить конвейер под выпуск французских машин, но это будет стоить недешево...........
|