(IMG:http://www.imageup.ru/img29/thumb/oct-court-nov-k-09152802.jpg)
Обращение в поддержку Новороссийского комитета по правам человека
О преследовании за свободу выражения мнений и нарушении базовых прав и свобод
Октябрьский районный суд
г. Новороссийска
353905, Краснодарский край, г. Новороссийск, ул. Толстого, 2а
ф. (8617) 63-04-12
sud18@mail.kuban.ru
Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации
В. П. Лукину
Председателю Совета при Президенте Российской Федерации
по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека
Э. А. Памфиловой
О преследовании за свободу выражения мнений и нарушении базовых прав и свобод
Общероссийское общественное движение «За права человека» выражает огромную озабоченость и тревогу в связи с иском прокурора г. Новороссийска о признании экстремистской организацией и ликвидации на этом основании Новороссийского комитета по правам человека.
Мы считаем, что удовлетворение этого иска станет огромным ударом по соблюдению в нашей стране базовых прав и свобод, создаст ещё один прецедент преследований граждан за выражение ими своих мирных и демократических убеждений.
Единственным основанием для выдвижения против уважаемой, имеющей общероссийскую известность правозащитной организации такого серьезного обвинения как обвинения в экстремистской деятельности, является проведение в апреле 2009 года пикета, одним из лозунгов которого был «Свободу не дают, свободу берут!».
Требование ликвидировать организацию как экстремистскую основывается на выводах двух экспертов, выразивших в своих заключениях свою субьективную оценку этого лозунга как угрожающего социально-политической стабильности.
Эксперт В. Рыбников, кандидат философских наук, доцент Геленджикского филиала Кубанского государственного университета, утверждает, что данный лозунг «представляется ошибочным и вредным… служит интересам тех, кто хотел бы расшатать общественно-политический строй современной России… Для США, как стратегического противника России, молодежная „свобода без границ“ очень выгодна, поскольку порождает преступность и наркоманию … Если „свобода“ не предусматривает ответственности и общественного порядка, то она обязательно ведет к анархии и преступности ».
Эксперт С. Гузеева, психолог, руководитель Муниципального учреждения "Психолого-педагогический медико-социальный центр «Диалог» муниципального образования Новороссийск, убеждена, что: «призыв брать свободу самостоятельно, за пределами определенных законодательством рамок можно трактовать как призыв организаторов митинга к активным действиям против существующего законодательства. Лозунг „Свободу не дают, ее берут“ является побуждающим высказыванием и может восприниматься несовершеннолетними старшего подросткового возраста как побуждение к активному противостоянию деятельности органов власти».
Кроме того, в деле наличиствует жалоба муниципального чиновника на критическое отношение правозащитной организации к действиям региональных должностных лиц и регионального отделения партии «Единая Россия». И всё.
Можно по-разному оценивать правоконсервативное мировоззрение экспертов, имеющих своё представление о формах и способах реализации свободы в современном демократическом обществе. Также естественно стремление чиновника наказать за критику действий властей и его однопартийцев.
Несомненно одно — объявление судом призыва к реализации свободы «экстремизмом» будет означать реальное объявление вне закона стремления гражан России к реализации своих базовых прав, введение идеологической цензуры.
Более того, такое решение будет означать фактическую правовую делегитимацию Российской Федерации как суверенного государства, поскольку высший законодательный орган России дважды — в 1990 и 1991 году — самостоятельно принимал решение о том, что Российская Федерация берет себе свободу действовать суверенно.
В лозунге «брать свободу» нет никаких смысловых значений, указывающих на стремление делать что-то, что выходит за рамки гражданских и политических прав и свобод, которые конкретно определены действующим конституционным законодательством и общепризнаными международными нормами.
Объявление правозащитной организации, выступающей за реализацию гражданами своих конституционных прав на свободу «экстремистской», то есть по смыслу закона, угрожающей общественному порядку и национальной безопасности, будет, по сути, оскорблением нашего государства, поскольку подразумевает, что приверженность граждан к свободе ему угрожает. Это нанесёт колоссальный ущерб престижу российского правосудия.
Приоритетные в силу п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации договорно-правовые обязательства нашей страны устанавливают:
«1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений. 2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору. 3. Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми: a) для уважения прав и репутации других лиц; B) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения. (ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах ( Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. Вступил в силу 23 марта 1976 года)».
«Свобода выражения мнения 1. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий. 2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия. (ст. Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ( Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990г., 11 мая 1994 г).
В призыве „брать свободу“ нет ничего, что подрывало бы безопасность, порядок или нравственность, поскольку он, очевидно, не подразумевает нарушение прав и законных интересов других лиц.
Мы призываем Суд отклонить иск о признании экстремистской организацией и ликвидации на этом основании Новороссийского комитета по правам человека, и вынести частное определение в адрес прокуратуры в связи с попыткой нарушения прав правозащитной организации и и ее членов на свободу выражения мнений и свободу ассоциаций.
Мы призываем правозащитников, гражданское общество России выступить в защиту Новороссийского комитета по правам человека, в защиту прав и свобод, против насаждения цензуры и злоупотребления антиэкстремистским законодательством.
С уважением,
Л. А. Пономарев,
Исполнительный директор
Общероссийского общественного движения „За права человека“,
член Московской Хельсинкской группы
Е.В. Ихлов,
ответственный секретарь Общественного Экспертного совета
Общероссийского общественного движения „За права человека“
Направлено адресатам 11.09.2009
Источник:
http://www.zaprava.ru/content/view/2005/2/