QUOTE (nikname @ 17.03.09 - 09:07) | пападробнее пжалста, с цитатами какие канкретно статьи закона нарушают какие канкретно статьи канституции
а то тупо пикитиравать не знама чо |
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на Закон Краснодарского края от 21 июля 2008 г. № 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае»
Прежде всего и главным образом приходится отметить, что, несмотря на основательные причины издания Закона и в основном разумное его содержание, приходится выразить мнение о его несоответствии Конституции Российской Федерации. Дело в том, что Закон регулирует вопрос реализации прав и свобод несовершеннолетних граждан России и лиц, ответственных за их воспитание, причём вполне может затронуть и несовершеннолетних лиц и лиц, ответственных за их воспитание, которые не состоят в российском гражданстве, но по тем или иным причинам оказались на территории края. Согласно же п. «в» ст. 71 Конституции России регулирование прав и свобод человека и гражданина отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, но не её субъектов, в число которых входит Краснодарский край. Законодательное Собрание Краснодарского края было и остаётся вправе выступить с инициативой издания соответствующего федерального закона и внести в Государственную Думу Федерального Собрания его проект, как это предусмотрено ч. 1 ст. 104 российской Конституции. В качестве такого проекта можно использовать и содержание данного Закона, прекратив, разумеется, его действие и изменив соответствующим образом его редакцию. И такая законодательная инициатива целесообразна только в случае, если действующий Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (с изм.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» имеет недостатки, которые выявлены при анализе практики его применения. На этот случай хотел бы сообщить ниже некоторые свои редакционные замечания по тексту рецензируемого Закона Краснодарского края, относящиеся также к тексту упомянутого Федерального закона. А пока что должен обратить внимание на ст. 3 Федерального закона, согласно которой «законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации». Видимо, упоминание в этой статье законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и побудило краснодарского законодателя издать рассматриваемый Закон. Однако я остаюсь при своём мнении и считаю, что Федеральный закон в данном случае вышел за рамки Конституции, что недопустимо. (Я не говорю уже о допущенной федеральным законодателем логической ошибке: ведь закон – это тоже нормативный правовой акт; надо было написать «законов и иных нормативных правовых актов»). Теперь замечания: 1. В Законе, кроме понятия «безнадзорности» существует и понятие «беспризорности» (ст. 2 и ряд др.). Но оно употреблено не во всех статьях и отсутствует в заголовке Закона. По правде говоря, я не уловил принципа, по которому в одних статьях говорится и о безнадзорности и о беспризорности, а в других только о безнадзорности. Если такой принцип существует и последовательно проведён, то это хорошо, но я, повторяю, его не ощутил. 2. В ст. 2 Закона беспризорный определяется как безнадзорный несовершеннолетний, не имеющий места жительства и (или) места пребывания. Уж место пребывания-то у него всегда есть. Это ведь может быть скамейка на бульваре или свалка или ещё что-нибудь в этом роде, где он спит или проводит время. 3. В тексте Закона неоднократно употребляется понятие «антиобщественные действия», которое не входит в понятие «правонарушения», а, следовательно, не наказуемо ни по Уголовному кодексу, ни по Кодексу об административных правонарушениях. В ст. 1 Федерального закона дано следующее определение, воспроизведённое и в рецензируемом законе: «антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц». Здесь тоже с логикой неважно: не все из перечисленных действий нарушают права и законные интересы других лиц, а некоторые представляют собой правонарушения. Не открывает ли понятие «антиобщественные действия» возможность для милицейского или иного административного произвола? Мы ведь это очень любим. Примеры такого произвола приведены в газете «Юг России» (если эта информация достоверна), когда врачей и учителей заставляют ловить по ночам бродяжничающих детей и подростков. Для этого есть милиция и добровольные её помощники. 4. В Законе (ч. 3 ст. 3) указано, что несовершеннолетние без лиц, ответственных за их воспитание, не должны находиться в общественных местах – круглосуточно, если не достигли 7 лет, с 21 часа до 6 часов, если не достигли 14 лет, и с 22 часов до 6 часов, если не достигли совершеннолетия. Стало быть, 8-летний ребёнок в 6-30 уже вправе без взрослых находиться на крыше (она в ст. 2 отнесена к общественным местам). Нельзя так писать законы, ни региональные, ни тем более федеральные! 5. В ст. 5 Закона употреблён термин «административное взыскание», хотя действующий КоАП РФ 2001 г. отказался от этого термина и заменил его термином «административное наказание». В заключение ещё раз повторю, что Федеральный закон безусловно нуждается в исправлении или замене, хорошо, если региональные законодательные органы этому поспособствуют, но готовить проект должны всё же профессионалы, которыми отнюдь не всегда являются милиционеры и иные сотрудники МВД. Что же до краевого закона, то его вообще не должно быть.
Б.А. Страшун, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, государственный советник юстиции 2 класса 29.09.2008 |